«СКАД» — не спрут, но щупальца у него проворные».
Система контроля за работой пассажирского автотранспорта существует в Тюмени более двадцати лет. «Дистон» — так она обозначена — служит для оперативного управления и регулирования движения на маршрутах. А два года назад появился «СКАД» — компьютерная система учета и обработки путевых листов.
Eсли посредством «матюгальника» водитель еще мог договориться с диспетчером, то электронные табло не оставляют практически никаких надежд: не сделал вовремя отметку — получай по заслугам, точнее, не получай часть зарплаты. По итогам месяца штрафные санкции способны вылиться в кругленькую сумму.
— И все равно находятся водители, пытающиеся обмануть, — говорит начальник отдела внедрения АСУ городского управления пассажирского автотранспорта Татьяна Ляпкина. — Хотя рискуют при этом весьма неосмотрительно, ведь рано или поздно подлог выясняется, и тогда никакие оправдания в расчет не принимаются.
Среди водителей время от времени возникают «ходячие легенды» о коллегах, обладающих особым, математическим, складом ума. Головой, способной просчитать множество вариантов и вычислить ту самую комбинацию цифр, которая должна появиться на табло. Не буду спорить. Возможно, такие «экземпляры» и в самом деле есть. Но здравый смысл подсказывает вопрос: станет ли человек с такими уникальными способностями крутить баранку автобуса? Не выгоднее ли применить свой талант в другом, более спокойном и не менее высокооплачиваемом, месте?
Контроль довольно жесткий. На каждом маршруте надо пройти два «СКАДа» и «Дистон». Свернул без уважительной причины с линии, прозевал отметку — доказывай потом, что не верблюд. А спорить с машиной бесполезно, она беспристрастна и не реагирует ни на лесть, ни на ругань. Не позавидуешь тому, кто до сих пор не понял выгоды быть честным. Между тем именно водитель собственноручно отвечает за результаты своего труда и либо пожинает прибыль, либо остается внакладе.
Тридцать «СКАДов» установлено в Тюмени. Пристально наблюдают за комбинациями цифр на табло томящиеся на остановках пассажиры. По привычке поругивают автобусников. А те если в чем и виноваты, то лишь в том, что их до обидного мало. Потому и график движения не всегда выдерживается, и салоны трещат по швам.
Во всем остальном с водителей спрос невелик. Пардон за каламбур, но «СКАД», действительно, не «Спрут», а щупальца у него проворные — лишний раз лучше не дергаться. Даже имея «семь пядей во лбу».
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА!