X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Долгая дорога в Ригу

(Окончание. Начало в N 119)

«Рижский экспресс»

Eли рассматривать военно-политическую обстановку и соотношение противоборствующих сил осенью 1944 года с позиций высокой стратегии, то становится очевидным: Гитлеру в стоило оставаться в Прибалтке. Разумнее было отвести группу армий «Север» (730 тыс. солдат и офицеров, 7 тыс. орудий и минометов, 1216 танков и самоходных орудий, 400 боевых самолетов) в Восточную Пруссию и использовать ее для защиты самой Германии.

Но в войне идеологий военная мысль и разум нередко отступали перед эмоциями партийных вождей. На что надеялся Гитлер, подвергая изоляции войска, находящиеся в Прибалтике, от остальных сил вермахта? На «оружие возмездия», о котором твердила пропаганда. На раскол антигитлеровской коалиции? Или на своего нового любимца — генерал-полковника Фердинанда Шернера — начальника национал-социалистического воспитания сухопутных войск, назначенного командующим группой армий «Север»?

Какими методами действовал этот гитлеровский фанатик, можно представить по тону его приказов. «Тем, кто по свей глупости или злонамеренности сравнивает положение наших войск с судьбой армии Паулюса под Сталинградом, — писал Шернер, обращаясь к подчиненным ему солдатам и офицерам, — следует заткнуть глотку… Тот, кто побежит, будет расстрелян, как заяц…»

Рассчитывать в таких условиях на легкую победу советскому командованию не приходилось.

Прибалтийская стратегическая операция, включавшая в себя четыре фронтовых — Рижскую, Таллинскую, Моонзундскую и Мемельскую, — началась 14 сентября 1944 года.

Для каждой армии были предусмотрены оперативные направления и сформирован ударный кулак — «рижский экспресс». В 10-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Михаила Казакова, действовавшей на правом фланге 2-го Прибалтийского фронта, роль «паровоза» отводилась 19-му гвардейскому Сибирскому стрелковому корпусу, в командование которым вступил генерал-майор Андрей Стученко.

В первый же день наступления 22-я гвардейская дивизия форсировала реку Огре. Противник дважды разрушал переправу, его пехота, поддержанная пятью самоходными орудиями, предприняла контратаку, но была отбита.

10 октября сибиряки находились в 10 километрах от Риги. Они обходили ее с юго-запада, стремясь отрезать немцам пути отхода в Курляндию. Москва уже салютовала освободителям Советской Латвии, когда воины 65-й и 56-й гвардейских дивизий генерал-майора Михаила Андрющенко и полковника Анатолия Колобутина вышли на станцию Балажи — важный узел обороны противника.

Гитлеровцы упорно удерживали приспособленное для обороны железнодорожное полотно и отбили несколько атак «рижского экспресса». Тогда разведчики 254-го полка имени Александра Матросова — сержант Алексей Волков и красноармейцы Иван Дегтярев и Николай Ставров, — маскируясь в кустарнике, достигли насыпи и по водосливной трубе проникли в расположение противника. Вслед за ними тем же путем прошли еще два взвода. Неожиданной атакой с тыла сибиряки поставили победную точку в уличных боях за Ригу и спасли город от варварского уничтожения.

Сегодняшние хозяева этого города не вспомнят о его 50- летнем юбилее. Или будут натужно доказывать сходство освободителей с оккупантами. Достанется и Гитлеру, и Сталину. Одному — за глупость: не отвел свои войска из Прибалтики. Другому — за коварство: воспользовался этой ситуацией для установления в Латвии коммунистического режима. Но никто из латвийских политиков не сможет перевести назад часы истории и изменить маршрут и скорость «рижского экспресса» 1944 года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта