Пропавшая пристань в центре города, или Что такое Тычковка
Смотришь на раскинувшийся по берегам Туры город, отмежевавшийся от реки глухими заборами, заводскими и фабричными задворками, видишь ее осыпавшиеся, изъеденные глубокими вымоинами, покрытые лишаями свалок берега, и невольно создается впечатление: отвернулась Тюмень от реки. Наверное, чтобы не видеть «плодов» цивилизации.
СТАНОВАЯ ЖИЛА
«Помню в Тюмени широкое поле возле берега Туры при впадении в нее речки Тюменки. Отсюда шли огромные грузы, преимущественно хлебные, к Омску, Барнаулу, Томску, Семипалатинску. Число работавших пароходов в те годы было 120. Но, помимо товаров, на пароходы была возложена серьезнейшая государственная задача — перевозить массы переселенцев…»
Эти строчки из путевых заметок русского писателя Н.Д. Телешова относятся ко второй половине 19 века. Однако речной транспорт здесь, в краю лесов, болот и, следовательно, бездорожья, испокон веку значение имел исключительное. Новгородцам и устюжанам еще в 12 веке были знакомы Обь и ее притоки. Водным путем был совершен знаменитый поход казачьей дружины Eрмака. По рекам снабжались продовольствием и припасами гарнизоны отдаленных сибирских городков и острогов, вели торг с местным населением купцы. Суда тянули вдоль берега лямкой, в которую впрягались люди и лошади, шли на веслах и шестах, иногда, при попутном ветре, «бежали парусом».
ТЫЧКОВКА
Долгие годы Тура для города была главной транспортной артерией и кормилицей. Хоть и слыл издавна край ссыльным и каторжным, но вряд ли во всей России найдется другой столь же щедро наделенный природой богатейшими недрами, лесами, полноводными реками и озерами. Ну а поскольку воды у нас в избытке — Западно-Сибирская низменность все же! — значит, и рыбы было невпроворот: стерлядь, нельма, муксун, осетр… Не случайно, что один из районов старой Тюмени с полузабытым ныне названием «Тычковка», расположенный на правобережье Туры и прилегающий к городским пристаням, был освоен и обжит, наряду с Городищем и Ямской слободой еще в 17 веке.
А с началом пароходного судоходства Тычковка, по сути, становится торговым и промышленным центром Тюмени. Берег Туры плотно застраивается особняками и конторами купцов и пароходовладельцев, магазинами, складами. «Дома большею частью деревянные, но чисто построенные, а некоторые из них красиво и архитектурно отделанные…» — так описывает Тычковку «Справочник и адрес-календарь города и уезда» за 1913 год.
К концу 19 века в городе насчитывалось восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов, на которых были заняты свыше двух тысяч рабочих, несколько крупных пароходных компаний и товариществ. Только в «Товариществе Западно-Сибирского пароходства» насчитывалось 25 товаро-пассажирских пароходов, 120 барж и дебаркадеров.
Впрочем, не это удивительно. Пращуры знали, где рубить город. Тюмень, стоящая у начала сибирского водного пути, вполне естественно и закономерно становится центром судостроения и главной базой парового флота. Не утратив этого значения поныне. И сейчас, в наше сложное время, в составе Обь-Иртышского речного пароходства свыше сотни буксиров, грузовых и пассажирских теплоходов; 600 единиц несамоходного флота.
Удивительно другое. На добрых полтора десятка километров вытянулся город вдоль Туры. А вот той же набережной, которая, безусловно, украсила бы Тюмень и в то же время сохранила и сберегла реку, оградила ее от нечистот и промышленных стоков, по сей день нет и в помине. Бледное подобие ее, махонький кусочек с грехом пополам укрепленного речного откоса есть лишь в створе улицы Республики, у пешеходного моста.
ПЛОДЫ ПРОГРEССА
Осыпающийся, местами заросший ивняком и бурьяном берег в черте города превратился в гигантскую свалку.
Давно нет «широкого поля возле Туры при впадении в нее речки Тюменки», а сама речушка (по воспоминаниям старожилов, в ней еще каких-нибудь три десятка лет назад водилась рыба) превратилась в зловонный овраг, в котором даже неприхотливая ива сохнет на корню.
Даже лед здесь зимой ядовито-желтого цвета.
Сегодня Тура, впрочем, как и другие реки Обь-Иртышского бассейна, по мнению экологов, считается одной из наиболее загрязненных рек в Сибири. Eе воды содержат отравляющие вещества десятков наименований, многократно превышающие ПДК. Последовательно и методично «обогащают» химический состав воды Туринский целлюлозно-бумажный комбинат, Красноуральский медеплавильный, щедрую лепту вносят и местные предприятия: фанерокомбинат, хим-фармзавод, овчинно-меховая фабрика… Сегодня в Туре, пожалуй, представлена вся таблица нашего земляка Дмитрия Ивановича Менделеева. Вряд ли имеющиеся очистные сооружения в состоянии обезвредить всю гадость, сливаемую в реку.
Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из заключения городской службы санитарно-эпидемиологического надзора: «Имеющаяся схема водоподготовки на водопроводных очистных сооружениях г. Тюмени не обеспечивает качество воды в соответствии с ГОСТом 287482 «Вода питьевая» по содержанию аммиака, марганца, железа и других вредных веществ, что, в свою очередь, не исключает возможного риска отрицательного воздействия водного фактора на здоровье населения».
Ну а рыба… Не всякий уважающий себя кот съест то, что попадется на крючок его хозяина. И на прилавках тюменских магазинов рыбка нынче чаще всего тихоокеанская или балтийская. От жесткого, как пенопласт, минтая до кеты и горбуши включительно. Правда, есть еще карась в озерах. Надолго ли его хватит?
Впрочем, и сама Тычковка, некогда деловая и кипучая, постепенно превратилась в сонную окраину… в центре города. И разве что названия ее улиц: Госпаровская, Причальная, Водников, Пароходская, Пристанская напоминают о бурном и деятельном прошлом.
ПОТОМКИ РАСПЛАТЯТСЯ
Справедливости ради отметим, что в 1983 году Тюменский облисполком все же принял решение об охране рек области. Было намечено создание вдоль рек водоохранных зон, где запрещается складировать минеральные удобрения, навоз, ядохимикаты, отходы производства, размещать промышленные предприятия, животноводческие комплексы и т.д. и т.п. Но, судя по тому, что творится на берегах Туры, все эти благие пожелания остались на бумаге, а воз и ныне там.
А между тем Тура давно уже предъявила счет городу. И проценты растут. В геометрической прогрессии.
Платить по счетам придется. Но в нынешнюю навигацию, например, свыше 60 процентов судов оказались невостребованными. Многие речники остались без работы. Не в лучшем положении и большинство промышленных предприятий города. Падение производства, неплатежи, задолженности. Значит, не густо денег и в городской казне.
Значит, платить потомкам?..
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА