Сколько стоит живая и мертвая вода?
В минувшую субботу наша городская культура пережила еще одно радостное и духоподъемное потрясение.- Блистательно начался 49-й сезон в Тюменском театре кукол и масок.
Официальные лица и настоящие любители смогли воочию убедиться не только в европейском уровне этого коллектива. Театр снова испытал судьбу и открылся ошеломительно новаторской работой — «синтезфильмом» по мотивам героической поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Творческое содружество — соперничество постановщика Ю. Фридмана, художника В. Осколкова, музыкального оформления О. Линенко, постановочного цеха (зав. Л.Бакланова), эстетических возможностей труппы выткали этот волшебный узор из стилевых нитей нашего русского серебряного века. Eго театральная маска — знаменитый русский модерн, художественные искания мирискусников, дягилевский балет, другие школы — была извлечена еще раз на свет уже в конце этого века. Но не на холодных берегах Невы, не на московских холмах, а у нас.
Однако символистское, романтическое путешествие режиссера и труппы в историческом декоре театрализации узловых приключений нашего родного духа вряд ли оправданно, если оно только повторяет духовные искания отечественного искусства на рубеже текущего столетия.
Спектакль создает свое особое метаисторические и зрелищное представление о движущих силах российского освоения евразийских пространств. Эстетика театра кукол и масок в этом случае подобна тонко разыгранной красивой шахматной партии, в которой каждый ход фигуративно оформлен, особо значим и равен художественно уплотненному времени. За ним иногда стоят века реальной истории, ее ведущие персоны.
Театр предлагает зрителю свои формы, помогающие ему духовно и эмоционально пережить, перенести тяжелый ход времени. В игре, когда орнамент заменяет интригу, гридница князя Владимира трансформируется в волшебный фонарь, Киевская Русь снова гостит у нас, являя свой мир в приключениях Руслана, Фарлафа, Ратмира, Рогдая, магии Финна, Наины и Черномора.
Только все это могло остаться на уровне эскизных режиссерских мечтаний и концептуальных видений, если бы не люди, не наши актеры. Они приняли новое решение, они лицедействуют, как одно лицо. Ансамбль — сама поэма, все ее герои сразу, все ее ходы вместе. Являя собою реальную часть действа, актеры одновременно каждый миг представляют свою конкретную частность как слагаемое всего художественного целого. Вот почему в синтезе (а не в эклектике!) мультикадров, монтажных переходов, символических выходов на авансцену в образе Черномора, Змея Горыныча они энергетически выделяют поэтические нервы пушкинского текста. Остается лишь назвать этот ансамбль (по алфавиту): 3.Береговая, засл. арт. России Н.Вальтонс, А.Глебов, В.Коростелев, засл. арт. России И.Кузина, В.Лазарев, Н.Тарасов, Л.Удалова, Ю.Федоров.
И… Пушкин, у правой кулисы, вещий Олег, благосклонный к тюменской версии своей героической, шутливо фривольной, народной саги… дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Зачем это нам сейчас? Поэт отвечает: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческих гробам. В этом сезоне тюменский зритель увидит знакомые вещи («Холодное сердце», «Волшебник Изумрудного города», «Принцесса Брамбилла»…) И, скорей всего, новый спектакль — гл. режиссер С.Кузин с художником С.Перепелкиным работают над собственной версией «Женитьбы» Н.В.Гоголя. Отцы города, областная власть, люди имущие и не очень, не забывайте наши театры, помогите им. Их новые творческие работы — реально духовное благо наших реформ. Не в убыток культурному измерению тюменских перемен.