Константин Лагунов: «За рюмкой коньяка партию не создать»
Eжегодно накануне Дня рождения комсомола я встречаюсь с тюменским писателем Константином Лагуновым. Как никто другой он знает достоинства и недостатки Коммунистического союза молодежи — около двадцати лет работал в его структурных звеньях: от первачки до республиканских организаций.
В этом году беседа о перспективах молодежного движения в России совпала с 70-летием Константина Яковлевича.
— Так ли уж необходима современной молодежи политическая организация?
— Eсли кто-то хочет что-то сделать или изменить в обществе, то — да. Можно критиковать Ленина, но его лозунг «Дайте мне партию, и я переверну Россию» подтвердился. Как только он создал партию, так действительно шестую часть земного шара перевернул. Почему? Потому что появились люди, объединенные одной идеей и готовые ради нее пожертвовать всем: чужими Жизнями и своими. Вызывают такого человека: «Надо ехать туда…» «Eсть туда!» «Раскулачить!- «Eсть раскулачить!..»
— Расстрелять!?
— Eсть, расстрелять! Сейчас мы эти явления осуждаем. Но вспомним историю человечества: все переломные события несли в себе мощный заряд фанатизма. Христианство, восстания рабов, крестовые походы… Все, что перевертывало мир, держалось на фанатизме.
Прежний комсомол был слепком с большевистской партии. Тот же корчагинский блеск: «сабельный /поход и кронштадтский лед». Это 20-50-е годы и чуть позже. А потом… Комсомол первым из политических структур заразился духом коммерции. Дискотеки, строительство, туризм… ВЛКСМ постепенно превратился в «Гермес». А это значит, что нужны новые молодежные организации.
— Какие?
— Возврат к старому комсомолу, конечно, невозможен. Не надо его реанимировать. Как и прежнюю партию. Умер так умер. Сегодня призывы к социализму и коммунизму не привлекут молодых. Может быть, через много лет эти идеи вновь станут для них привлекательны. Может быть. А пока я создавал бы молодежные организации по цехам. Союз студенческой молодежи. Рабочей, крестьянской. Союз молодой интеллигенции — актеры, писатели, музыканты, художники… Когда комсомол и партия отошли от цеховых интересов, они растворились организационно. Представьте рядом токаря и композитора. Что между ними общего? Только какие-нибудь и .ней, чаще всего надуманные. Но вот — союз творческой молодежи от 18 до 25 лет. У них общее: свобода выражения своих талантов, заботы о том, куда деть созданные ими произведения искусства и культуры, на что жить, как преодолеть сопротивление всевозможных бюрократов…
— Но для этого есть профсоюзы.
— Какие профсоюзы? Те, что тащили линию партии? «Школа коммунизма»? Такие профсоюзы никому уже не нужны. Да и для чего они нужны, все эти обкомы, райкомы, теркомы?.. Путевки выделять? Для этого существуют туристические фирмы. Продукты делить? Квартиры? Иди и купи, если деньги есть. А нет — заработай. На пенсию вышел — тебе ее и так дадут. В общем, старый профсоюз тоже умер.
— А какие цели поставить перед будущими цеховыми молодежными организациями? Узковедомственные? Политические?
— Главная цель — нравственное совершенствование. Не буду объяснять, насколько это важно в обстановке всеобщей возведенной иногда в ранг государственной политики аморальщины. К нравственной сфере я бы отнес культуру, духовность, образование, спорт… А на втором месте — профессиональные интересы. Для студентов это: стипендия, общежитие, библиотека, дешевая столовая… Что в Москве, то и в Тюмени — общие интересы.
— А религия? Где ее место?
— В отношении религии я очень осторожен. Не надо никого тянуть в веру. Пришел ты к Богу, веруешь в него — это твой сугубо личный внутренний мир. Поэтому меня иногда поражает то, ч I о сейчас делают с религией. Россия, действительно, как маятник: то в одну сторону, то в другую. Сначала храмы разрушали с дьявольской яростью, потом также лихорадочно строят новые. А надо ли так спешить? Стоят в Тюмени несколько церквей и молельных домов, и хватит для истинно верующих.
— Как вы относитесь к молодежной прессе? Какова ее роль в создании новых молодежных организаций?
— Плохо отношусь. Я всю жизнь выписывал «Комсомолку» и считал ее лучшей газетой. До последнего времени. Она, к сожалению, деградирует, дрейфует в сторону других пошлых изданий. Скабрезные материалы: бандиты, мошенники, наркоманы, проститутки…
— Новые герои?
— Можно и так понять. Потому что ни слова о людях, которые живут своим трудом. У меня студент не мог диплом защитить на тему «Человек труда в прессе». Потому что нет там таких материалов. Ни в «Комсомолке», ни в «Правде». Одна «поет и пляшет, как к большой беде», другая ностальгически завывает и проклинает. Ладно, раньше газеты прямолинейно показывали труд. Но ведь страну кормят труженики. Не преступники, не гомосексуалисты, не шушера всякая, о которой взахлеб рассказывают наши печать, радио, телевидение. В таком информационном беспределе каждому молодежному союзу нужна своя газета.
— Как «коллективный пропагандист, агитатор и организатор»?
— Тут Ленину снова надо отдать должное. Печать и другие средства массовой информации во все времена будут стержнем любой политической силы. К чему лукавить?
— С 1989 года, когда комсомол фактически прекратил свое существование, прошло пять лет.
Почему за такой срок в России не появилось реально ни одной заметной или массовой молодежной организации?
— Потому же, почему не возникло ни одной серьезной политической партии.
— Позвольте, но только зарегистрированных партий и движений в стране около трехсот…
— Да что это за партии! Кто их знает? Для того чтобы создать партию как крепкую, дисциплинированную, авторитетную политическую силу, ее лидерам нужно посвятить всю жизнь: рисковать, страдать, терпеть лишения, недоедать, недосыпать, много бегать… Словом, стать своеобразной закваской, которая поднимет политическое тесто. Пока же все хотят так: иметь дом, дачу, машину, здоровье, деньги и в то же время что-то духовно вершить. За рюмкой коньяка или на очередной презентации какого-нибудь АО партию не создать.
— Вам не кажется, что при таких критериях организационной политической деятельности мы получим фашистскую или ультрареволюционную экстремистскую организацию?
— То есть?
— Такие политики будут рисковать, пойдут на любые жертвы. Их начнут преследовать, держать в тюрьмах. Так возникнут идеи и появятся вожди. Не надо объяснять, к чему мы придем.
— Я считаю, что в России фашизм невозможен. Против кого он выступит?
— Да против кого угодно. Фашизм сегодня — в любой яркой упаковке: в национальной, в социальной, в милитаристской, в религиозной…
— Все-таки фашизм больше характерен для Германии. Как коммунизм для России.
— А как же российская фашистская партия, созданная в 30-х годах в зарубежной эмиграции? Более полумиллиона человек, военизированные отряды, печатные издания, вожди, идеология…
— Против кого они боролись? За что?
— Против большевизма. За единую и неделимую Россию. Но без монарха… Eсли мало истории, можно назвать примеры посвежее: Москва, баркашовцы. На рукавах их униформы стилизованная «а ля рюс» свастика.
— Но я все равно надеюсь, что в такой многонациональной стране, как Россия, фашизм с его идеей сверхчеловека, скажем так, бесперспективен.
— Могу в таком случае угадать ваше отношение к молодежные, организациям по национальному признаку.
— Совершенно верно — отрицательное. Создание национальных политических партий и движений — вот это прямой путь к фашизму.
— И наконец, конкретный прогноз. Появятся ли в ближайшее время в России молодежные организации?
— Трудно сказать. Молодежь сегодня такая: не рисковать, не жертвовать ничем ради других.! Я в хорошем смысле, не призываю бегать с саблей и кричать «даешь!». Нет притягательных программ. Нет лидеров. Таких, чтобы, как говорится, «ох!». Не юноша, но и не старец, Сорокалетний, мудрый, терпеливый и прозорливый человек. Таких пока не видно. Думаю, их еще нет. Или они в младенческом! возрасте. Или не родились.