X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Армия за сильную власть, но военная диктатура стране не грозит, считают российские и германские эксперты

«Военные элиты в России» — так озаглавлен первый в своем роде коллективный портрет военной элиты нашей страны. Eго представил широкой публике Фонд имени Фридриха Эберта (ФРГ) — один из ведущих исследовательских центров Eвропы.

В опросе, выполненном дочерней организацией фонда — «Синус/Москва» — при участии российских социологов, участвовали 615 офицеров в звании от подполковника до генерал-полковника. Они служат в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье, на Урале, Северном Кавказе, в Сибири и Калининграде, а также на Севере, в том числе на Северном флоте.

Разумеется, 55-страничное исследование не отражает всего спектра настроений, бытующих в Вооруженных Силах России. Не опрашивались младшее и часть среднего офицерства. «Говоря об элите, мы имели в виду людей, принимающих решения, а не тех, кто занимает положение, связанное с материальными и денежными привилегиями», — заявил Петер Шульце, руководитель московского отделения Фонда Эберта. Авторы доклада признали: больше трети опрошенных — бывшие и нынешние политработники, зачастую настроенные более консервативно, чем другие слои офицерства.

В отличие от других элит (административной, финансово-экономической) — людям в погонах все еще трудно ориентироваться в новой жизни. В их головах царит хаос: надежда на появление «твердой руки» причудливо сочетается с убежденностью в необходимости развития демократии, преклонение перед генералами Громовым и Лебедем — с мнением о невозможности военной диктатуры, осознание распада СССР как несчастья — с уверенностью в том, что силой останавливать этот процесс не стоило.

28 процентов офицеров полностью и 34 процента частично согласились с высказыванием: «Без авторитарной власти мы не сможем выйти из хаоса». Среди генералов оценка неизбежности сползания к той или иной форме диктатуры достигает 50 процентов. Интересно, что одновременно военный переворот считает вероятным только 21 процент опрошенных, а твердо уверены в этом лишь 10 процентов. Генералы, по данным исследования, наиболее скептически относятся к возможности путча.

Впрочем, если говорить о вмешательстве армии в политику, то более 50 процентов отвечавших сочли абсолютно невозможным использование войск для борьбы с сепаратизмом в автономиях (одобряют — около 20 процентов).

Несомненно, важнейшим элементом исследования было выявление отношения офицерства к политикам и общественным деятелям. На вопрос «Согласны ли вы с тем, как Борис Eльцин справляется со своими обязанностями?» ответили «нет» 59 процентов опрошенных, «да» — всего — 17. Министру обороны Павлу Грачеву отказали в доверии более 50 процентов. Однозначным доверием — более 50 процентов — пользуются два генерала: командующий 14-й армией Александр Лебедь и заместитель министра обороны Борис Громов. Неожиданно третьим в списке оказался Григорий Явлинский: ему доверяют 44 процента опрошенных. За «Яблоко» сегодня готовы голосовать 40 с небольшим процентов офицеров. «Эта тенденция прослеживается сейчас среди различных слоев населения, — заметил один из сотрудников «Синус/Москва». — Григория Алексеевича многие не искушенные в политических тонкостях избиратели считают добрым, в противовес жесткому Гайдару».

Неодобрительно относятся к Геннадию Зюганову (хотя к компартии в целом отношение лучше) и особенно Владимиру Жириновскому. Лидером по числу отрицательных оценок остается Михаил Горбачев — 79 процентов. Резко негативны оценки Макашова и Ачалова.

Одним из положительных выводов опроса «Военные элиты в России» можно считать то, что в среде старшего и высшего офицерства сложилась устойчивая группа — около 20 процентов, — однозначно ориентирующаяся на демократические ценности и рыночные преобразования, своего рода «либералы-западники». Учитывая довольно юный «возраст» реформ в России, это не так уж и плохо.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта