X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Сибирский соболь с нефтяным окрасом

В апреле 1994 года по решению областной Думы был объявлен конкурс на лучшие эскизы герба и флага Тюменской области.

Какими должны быть герб и флаг? Что олицетворять? О чем свидетельствовать? Какую смысловую нагрузку нести? Все 50 лет, со дня образования, область обходилась без собственных символов (по действовавшим в советское время конституциям герб и флаг имели только союзные республики), и сегодня четкого ответа на эти вопросы, пожалуй, не дадут даже специалисты.

В дореволюционной России геральдике, как известно, уделялось большое внимание. Кроме государственного существовали гербы наместничеств, губернские, городовые и даже личные — родовые гербы высших сословий империи. Авторы работ по геральдике и художники строго придерживались веками сложившихся канонов и уже в XVI11 веке противопоставляли герб эмблеме, эмблему — знаку: «Eмблемы просто, а гербы в щитах, известное очертание имеющих, изображаются».

Щит не случайно является важнейшим компонентом герба — впервые гербы нашли применение в крестовых походах XI-XIII веков, сначала как личный отличительный знак рыцаря, а затем знак целого рода. Позже, с началом борьбы городов за независимость, появились гербы городские, как символ самоуправления, выражавший, в отличие от деревень, находившихся во власти феодалов, юридические права и привилегии горожан.

В России «предгербами» можно назвать печати. Во всяком случае, Государственный герб Российской империи был создан на основе символики печати Ивана III, на лицевой стороне которой был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел с распростертыми крыльями.

Первое упоминание о печати города Тобольска относится к 1607 году: «На Тобольской два соболя, а меж ими стрела. А около печати вырезано: «Печать царства Сибирского города Тобольска». Долгое время — почти два столетия — она считалась официальной печатью не только Тобольска, но и всей Сибири — от Урала До Тихого океана. Безусловно, территориальные эмблемы того времени были по художественному исполнению далеки от строгой геральдической формы. Более того, часто один и тот же город имел несколько эмблем. Например, на эмблемах Тобольских полков в начале XVIII века изображалась оружейная пирамида со знаменами и барабаном, а на печати Тобольска, как уже указывалось выше, — «два соболя, а меж ими стрела».

Ситуация изменилась в 1722 году, когда в России возникло новое государственное учреждение — Герольдмейстерская контора. Отныне гербы в России разрабатываются и утверждаются в четком соответствии со сложившимися канонами.

17 марта 1785 года был утвержден территориальный герб Тобольского наместничества: «В синем поле золотая пирамида с воинскою арматурою, с знаменами, барабанами и алебардами». (Как видим, за основу территориального герба взята не «печать царства Сибирского и города Тобольска», а более поздняя эмблема Тобольских полков).

Но наивысший расцвет герботворчества пришелся на ХIХ век. Деятельность Герольдмейстерской конторы проходила под личным наблюдением императора. В частности, в 1851 году Николай I дает указание «принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда императорскую корону». И новый герб Тобольской губернии, утвержденный в 1878 году, выглядел так: «В золотом щите — червленая атаманская булава, на которой черный щит Eрмака, круглый, украшенный драгоценными камнями, между двумя накрест косвенно положенными червлеными знаменами с черными древками и остриями от копий. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою».

Итак, предшественники областного герба имеются. В музее «Церковь Петра и Павла» в конце сентября открылась выставка «Геральдика: история и современность». На ней кроме старинных сибирских гербов, печатей, монет представлены также эскизы будущих герба и флага Тюменской области.

Сразу отметим: в экспозиции эскизов немало. Зато авторов, представивших свои работы, — раз, два и… обчелся. Неудивительно, что представлены далеко не самые разнообразные и совершенные в профессиональном отношении проекты. Особенно это заметно на фоне мастерски выполненных старинных гербов. Бросается в глаза обилие мрачных нефтяных вышек, занимающих центральное место в символике большинства представленных эскизов. Это, кстати, было отмечено и на заседании конкурсной комиссии, состоявшемся после открытия выставки. По мнению ее членов, ни один проект пока не соответствует предъявленным требованиям. В конкурсных работах слабо отражена историческая преемственность, традиции области.

Далеко не все ясно и с областным флагом. Государственный, понятно, — официальный символ, олицетворяющий прежде всего суверенитет государства. Что будет олицетворять областной? Не помогут здесь нам и пращуры, поскольку, несмотря на обилие всевозможных флагов и знамен, территориальных в дореволюционной России, насколько мне известно, не было.

По решению комиссии конкурс продолжен до 30 декабря 1994 года. Планируется привлечь к работе профессиональных художников, что, безусловно, должно сказаться на качестве проектов. Комиссия также решила обратиться в областную Думу и администрацию области с просьбой увеличить призовой фонд с 3 до 30 миллионов рублей.

И тем не менее сомнения остаются. Герб — неторговое клеймо или фирменный знак, а флаг — не переходящий вымпел. А до конца конкурса — два месяца…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта