Взрослые игры для самых маленьких
Мальчик, недавно пришедший в группу, упрашивает маму: «Стой здесь! Не уходи!» Eму пока всего три года, и все взрослые вокруг понимают, что оторваться от мамы так трудно и даже, может быть, опасно.
Другой время от времени выбегает с урока ритмики в прихожую — «в разведку»: не ушла ли мама? А третий… Впрочем, о третьем чуть позднее. Вся эта малышня — целых пятьсот человек — воспитанники художественно-эстетического центра развития ребенка. Центр открыт комитетом по образованию Центрального района Тюмени.
Центру повезло: ему досталось здание, хорошо известное многим как детский сад N 9. Сейчас этот детсад, как и многие другие, закрылся. Но вот догадались же районные руководители сохранить за детьми этот дом — старый особняк, исторический и архитектурный памятник, способный и сам по себе быть «воспитательным моментом».
На втором году обучения педагоги будут смотреть на своих подопечных уже с других позиций. К тому времени дети освоятся, многому научатся, и тогда уже можно будет увидеть, кто из них не просто способен, а талантлив. Второй год — это год поиска талантов. И это, может быть, самое главное, чем отличается новая, более современная, педагогика: не подравнивать всех, не выстраивать по одному ранжиру, а выявлять индивидуальность — и талант.
Зная об этом или просто чувствуя время, идут и идут в центр родители. Прием уже давно закончен, а мамы все уговаривают молодого директора Эльвиру Калевину принять ребенка…
Сегодняшняя беда: детские сады закрыты из-за непомерно высокой платы. Многие мамы вынуждены сидеть с малышами дома. Дети лишены воспитания первых навыков общения друг с другом, первоначального музыкального и физкультурного развития, подготовки к школе.
И центр не только старается восполнить этот пробел, но расширить «ассортимент» первых детских наук. Программа здесь богаче, чем в детском саду. Развитие речи — это не только научиться правильно говорить, но и придумать сказку. А вокал — не только постановка ребячьих голосков, но и умение отличить Глинку от Баха — это уже в шесть- семь лет.
Центр открылся в сентябре, а на уроках пластики уже проявили свои таланты ребята, составившие первую группу ансамбля современного танца. Бальными танцами занимаются четырехлетние.
Большинство родителей мечтает дать ребенку то, чего не имеют сами, — знание иностранного языка, преимущественно английского.
Каждый возраст имеет свою программу, а весь курс художественно-эстетического центра дети закончат тогда, когда им исполнится семь лет. Предполагается преемственность между программами центра и школы.
Педагогов сюда принимали по конкурсу. Главный критерий — опыт работы с дошколятами и творческая жилка. Самые опытные — Любовь Николаевна Асеева и Алевтина Прокопьевна Бояркина — имеют стаж работы больше двадцати лет. А остальные, по сути, только начинают. Например, психолог Оля Самошкина работает первый год после института. Но родители любят поговорить с ней и с удовольствием слушают все, чему она их учит. Например, знаете ли вы, как надо посмотреть на ребенка, чтобы расположить его к себе? Или какая поза взрослого вызывает у малыша доверие, какая — отталкивает?
Уроки природы очень хочется проводить на воздухе, в саду, на берегу реки. Но для этого нужен хотя бы небольшой автобус — слишком малы ученики, чтобы отправиться в поход пешком.
Транспорт — не единственная проблема нового центра воспитания. Нет взрослой мебели, для каждого посетителя с трудом находят стул. Очень надо открыть игровую комнату, чтобы дети могли задержаться здесь еще на часок-другой. Как тот третий ребенок, о котором мы говорили в начале: он просто не хотел идти домой.
***
фото: Фото Сергея Киселева;Фото Сергея Киселева;Фото Сергея Киселева