X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Выходи строиться, господа педагоги!

Люди, политики и педагоги России не зря считают закон об образовании в РФ одним из самых удачных. В нем сохранены многие социальные гарантии для учащейся молодежи недавнего времени, учтены и все новейшие мировые и отечественные веяния, рекомендации ЮНEСКО.

Сильные стороны: намеченные стандарты разных уровней образовательных заведений не мешают выбору юношеством дополнительных, специальных, альтернативных и прочих структур своего обучения. Лицензирование и возможность развития целой сети частных, смешанных, семейных школ, лицеев, гимназий, вузов…

В вузовской работе закон меня радовал тем, что можно было многое изменить в лучшую сторону в профессиональной подготовке будущих учителей литературы. У них мало было стимулов штурмовать небо изящной словесности. И зачем?

На всей территории бывшей РСФСР школьники смотрели в один и тот же учебник литературы, а большинство учителей — в одно и то же методическое руководство к этому учебнику. Верхом лицемерия системы было звено методистов из роно, заставлявшее учителей каждый год писать якобы новые планы уроков на четверть, полугодие, год. Шаг влево, шаг вправо от предписаний методички, в которой все эти часы, планы и даже предполагаемые (?!) ответы учеников были размечены до тошноты, — следовал методический «расстрел».

Представьте себе хорошего выпускника-филолога из университета, защитившего дипломную работу о символике философской лирики Тютчева. Eсли он не попадал в аспирантуру, приходилось идти в школу. И побыстрее забывать никому там не нужную тютчевскую философию.

Новый закон приоткрыл шлюзы. Поощрял самые разные учебники, авторские индивидуальные программы преподавателей, отдал ему в полное самостоятельное распоряжение свыше трети уроков в каждом классе.

Учителя готовят теперь свои спецкурсы, на которых ребята по их желанию могут заниматься тонкостями поэтических миров Тютчева и Фета. Стала возникать хорошая конкуренция во время приема словесников на работу.

В вузе повысился интерес к занятиям. Eще бы, до студента дошла новая аксиома — если он не подготовит оригинальные курсы, собственные программы до выпуска, то рискует не пройти через фильтр экспертной комиссии, не получить хорошее место.

Но недолго новая музыка играла. Из недавних сообщений газет и радио стало ясно, что начинается ревизия нашего закона об образовании. Чиновники из Минобраза России подготовили и представили в Федеральное Собрание довольно существенные поправки к этому закону.

Не имел чести увидеть их полностью, хотя обычно все проекты заранее печатает «Российская газета». Судя только по комментариям из столицы, можно сказать, что готовится самый настоящий откат назад.

Собираются значительно усилить контрольные функции государства, реанимировать репрессивный характер методической «помощи» учителю, фактически зажать свободу программирования, усечь разнообразие учебных пособий, новые формы образовательных учреждений.

Будем плясать под дудку новых мифологических пристрастий. Согласен со Ст. Рассадиным, иронизировавшим над «высочайше» одобренными нынешними литературными образцами: «Eсли раньше школьник изнывал от засилья в курсе литературы Горького и Фадеева, теперь его будут закармливать Набоковым и Солженицыным».

Конечно, определенные основания для тревоги у неизвестных авторов поправок к закону есть. Предварительные итоги некоторых «смелых» школьных экспериментов в Тюмени меня тоже не радуют. Слишком много мыльных пузырей запускалось под видом якобы «диалога культур», вальдорфской свободы. В конце ни диалога, ни свободы, возвращение блудных чад в нормальные школы, которые они оставили в погоне за чудом.

Усиливают контролирующую роль экспертных советов. Тюмени повезло, их работой руководит академик В.Загвязинский, настоящий прогрессор. Но что будет в малых городах области, в районах? Вчерашние суровые леди методики покажут прежде всего подлинным учителям-новаторам где раки зимуют. Да и на эту тему я вышел после колкого диалога с отставной дамой из числа недавних любителей «держать в рамках».

Они уже учат наизусть петровскую табель о рангах, читают мемуары белых генералов, наставляют тургеневского Базарова на путь истинный…

Пушкин смеялся до слез, слушая, как читал своего «Ревизора» Гоголь. Потом замолчал и горько промолвил: «Боже! Как грустна наша Россия!»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта