Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Мне жалко, что мало журналистов бывает на заседаниях Думы. Мне жаль, что заседания не показывают по телевизору.
Говорю это безо всякой иронии, в пристрастии к которой меня постоянно упрекают Николай Барышников и другие официальные лица. Они, вероятно, никак не поверят, что кому-то просто-напросто интересно наблюдать, как депутаты спорят и выступают, какая мимика у них (некоторые лица вы можете обнаружить на снимках Сергея Русанова с заседания Думы на 2-й стр.). Это — жизнь, депутаты — живые люди…
Официальные подробности о думском процессе дают, естественно, областные газеты. Я же позволю себе выбрать один из сюжетов и поразмышлять.
В среду постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам, которую возглавляет тюменский мэр и областной депутат Степан Киричук, внесла проект постановления «Об установлении налоговых льгот ассоциации машиностроителей».
Из краткой речи заместителя председателя ассоциации Геннадия Торопова (директора завода медоборудования):
— В области 19 машиностроительных предприятий. Из сорока тысяч работающих на них осталось 19,5 тысячи. Поддержка нужна только ряду предприятий, которые готовы работать, но их сбивают с ног налоги…
Не знаю, как «прошел бы вопрос» в Тюменской городской думе, где хорошо представлены машиностроители. Но в областной больше всего потребителей машиностроения — это нефтяные и газовые генералы, администраторы северных городов.
И разговор, к сожалению, пошел в традиционном ключе: «они» и «мы».
Честно сказать, не все упреки в адрес машиностроителей надо отметать с порога. И цены — ого- го! И качество — ой-ой-ой! Но есть один — субъективный — фактор. Здесь речь о постоянном населении. О населении городов, а не спален. О людях, у которых нет за плечами «большой земли». Все, что они имеют, — это город, в котором живут и будут жить. Это город, который жив, пока живы его заводы. Это город, создавший (повторяю это не в первый раз!) и обустроивший нефтяные промыслы, город, который был мозгом и сердцем, который баюкал и тетешкал едва начавшую ползать нефтяную и газовую промышленность…
Стоп! Я перехожу на эмоции, а тут необходима логика. Логика, на мой взгляд, должна быть простой. Территория имеет право устанавливать протекционистские меры для развития собственной производственной базы. Территория должна диктовать(обеим сторонам — и производителям машиностроительной продукции, и ее потребителям). Да, сегодня западные и кое-какие предприятия бывшей оборонки делают лучше, делают дешевле. Ну а питая их, и только их, заказами, мы сохраняем это положение не на годы. На десятилетия.
На этом я умолкаю и предлагаю вам цитаты из выступлений и реплик депутатов.
Кондратюк (АО «Кондпетролеум»): Что, одни нефтяники должны платить налоги?
Поляков (АО «Тюменьтрансгаз»): Или газовики? Пусть не ходят в Думу с такими просьбами!
Ломачинский (Торговое предприятие «Нефтяник»): Цены машиностроителей и так на уровне мировых. Предлагаю — вопрос не рассматривать.
Рейн (администрация г. Ишима): Я бы не был так категоричен. Заводы пытаются вылезти, а мы с вами их будем гробить.
Киричук (администрация г. Тюмени): Речь идет о налогоемких предприятиях юга области. Многие из них имеют перспективу. А из налогов, поступающих от нефтяных предприятий, югу почти ничего не остается.
Поляков: Мы эти акционерные общества освободим от налогов, а они в конце года выплатят дивиденды своим акционерам? Я — против.
Плавник: Проблему тюменских машиностроителей Дума в состоянии решить.
Кондратюк: Цены на этих заводах такие, что нам выгоднее иметь дело с заграницей. Нет денег? Пусть продают площадя, мы готовы купить под производственную базу…
Барышников: Закон предусматривает освобождение от налогов.
Поляков: Вы за кого нас держите?
Плавник (АО «Гермес»): Это не рыночные, это базарные отношения…
Угрюмов (управление магистральных нефтепроводов, Нижневартовск): На трубы, которые мы получаем, разве можно рассчитывать?
Поляков: Отдавайте в собственность, тогда я буду вкладывать…
Винников (ассоциация машиностроителей): Чтобы получить конкурентоспособную продукцию, надо вкладывать. Мы пригласили в Сургут два десятка директоров машиностроительных заводов. Ни один из генералов не захотел с ними встречаться…
Я хочу остановить это цитирование. Все ясно. Что было сначала — курица или яйцо? Сначала повышать конкурентоспособность, а потом давать деньги или наоборот? Грустно. Но есть тонкий лучик надежды: по предложению депутата Плавника решено до 30 декабря представить в Думу план протекционистской политики.
И вся-то наша жизнь есть борьба…