X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Волшебники из виртуального города

Слава Герберта Маршалла Маклуэна (McLuhan) 21.07.1911 г., Эдмонтон, Канада — 31.12.1980 г., Торонто, Канада — была скептически воспринята в России. Впрочем, и американская элита демиургов каналов массовой коммуникации тоже не слишком обрадовалась потрясшему основы периферийному для нее пророку технотронной эры.

Жрецы свободного мира пели ему отходную в унисон с советскими официальными идеологами. Но серьезные культурологи по обе стороны океана по достоинству оценили канадца. Г.Маклуэн «достал меня» в аспирантуре — в январе 1972 г. «Курьер» ЮНEСКО напечатал его реферат, а потом в Союзе стал гулять перевод его знаменитой «Гутенберговой галактики» (1962).

Предлагаю «видеобраз» этой книги — снимок с картины Сальвадора Дали «Лицо параноика». Вы его видите по вертикали, похоже на чье-то лицо. Поверните газету на 90 градусов влево — увидите группу крестьян у хижины. Так понятнее мысль Г.Маклуэна: «Новая электронная взаимозависимость преображает мир, и он предстает перед нами в образе «всемирной деревни».

По Г.М., история человечества и его культура делают скачок, когда все общество захватывает новое средство общения. Оно, будучи «технологическим продолжением» человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние.

Сейчас аудиовизуальные СМК (средства массовой коммуникации), компьютеры продолжают нашу нервную систему до «глобального объятия», упраздняют пространство-время на планете, образуя «всемирную электронную деревню». В таком мире все мы отучаемся думать «линейно-последовательно» и переходим к цифровой сигнальной мозаике, к интервалам. Их резонанс ненавязчиво навязывает нам всемирное даже в тривиальном.

Человек целиком вовлекается в сотворение электронного мира, сознание воспроизводится уже техническим путем, а творческий процесс корпоративно и коллективно определяет лицо политика или художника. Лицо всего мира.

Доказательства?! Мало кто знает, что недавняя война в Персидском заливе была выиграна США с помощью визуального моделирования. Сражение «73 Истинг» заранее проигрывалось на компьютерах, создавших с помощью записи цифровых кодов, летающих видеомагов АВАКС, объемную видеомодель битвы, всевозможные варианты маневров войсковых соединений обеих сторон в режиме реального времени.

В искусстве, похоже, электронная битва за наши деньги и удовольствие закончилась поражением традиционных форм, книги, контактной беседы. Фирма «Медио Мултимедиа» (США) в ноябре 1993 г. выпустила компакт-диск «Убийство Джона Ф. Кеннеди, визуальное расследование».

Помимо известных лент и книг в него вошли пять синтезированных «мультфильмов», выполненных в объемном изображении. Так воссозданы пять различных версий убийства президента, на известные документальные кадры наложены траектории пуль, весьма убедительно опровергающие гипотезу «волшебной пули» официальной комиссии по расследованию Уоррена.

Мы бессильны перед цифровыми электронными образами. Из ничего создаются убедительные декорации, синтезируются воображаемые актеры, их двойники, Эти «съемки» имеют разрешающую способность в 4096 строк на 4096 пикселей — мельчайших единиц изображения, передаваемого по каналам электронных информационных систем. Это куда сильнее «картинки» в большом зале нашего «Юбилейного».

Мощь новых визуальных технологий тюменские зрители могли ощутить в спецэффектах «Парка юрского периода». Свыше 50 раз в нем использовалось синтезированное изображение. Нарисованные динозавры трепетали своими мускулами, как живые.

В союзе с голографией вы можете стать сорежиссером спектакля и совершенно изменить интригу «Гамлета» или «Ромео и Джульетты». Но этот союз способен с помощью электронного имиджа сотворить из посредственного политика нового Рузвельта. Такое манипулирование нашим сознанием дает возможность гипотетическим элитам любой сферы жизни выстраивать наши действия согласно их интересам.

Без выстрелов, митингов, личных встреч, купив новейшую модель»телевизора, совмещенного с компьютером, подключенным к мировой информационной сети, неискушенный обыватель, вовлеченный в избирательное телешоу, утром отправится на избирательный участок и проголосует как надо. В полной уверенности, что действует по собственному выбору.

А у нас в России, в Тюмени, тают последние дни декабря уходящего года. Для многих из нас праздник испорчен новым вальсом этикеток с ценами, военными походами, разгулом преступности. Куда уж тут до виртуальных игр электронных волшебников.

Но наши дети (даже не в самых богатых семьях) уже играют в суперденди. Они «переселяются» в электронный мир, отождествляя себя с Томами и Джеррями, Охотниками и Гладиаторами, становясь их активно действующими двойниками. Пока рано говорить, благо ли это или новое насилие…

Мой старый соратник по клубу 60-х годов объявил свою «войну» виртуальному миру. В его доме сломался телевизор. Но выдержал он всего неделю. Поработав с час, мастер забрал последние 40 тыщ и помог семье вернуться в желанный мир электронных грез. Уступи место завтрашнему дню?! Кстати, в Тюмени вы можете взглянуть на него, сходите на спектакль «Руслан и Людмила» в театр кукол и масок. Только не поддавайтесь разочарованию с первого раза. Придите снова, хотя бы ради того, чтобы понять, что это за штука — «виртуальное искусство».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта