Лед и пламень Хануки
(записки влюбленного хронолога)
Прошла Ханука, оставив после себя воспоминания о Сашке-скрипаче из «Гамбринуса», о встречах с «Кинотавром», о потрясении от увиденного в фильме Спилберга, о многочисленных встречах с талантливыми людьми. Прошло время чистых, как слеза ребенка, незамутненных восторгов, а также тостов гостей в честь организаторов фестиваля.
Уже можно несколько отстраниться и капнуть в эту бочку меда чуть-чуть желчи, которая, несмотря на всю свою горечь, имеет свойство помогать пищеварению. Уже можно разомкнуть, увы, мысленные объятия и выпустить из них так, любимых нами М. Розовского и его замечательных музыкантов, писателей М.Жванецкого и М.Мишина. Уже можно постоять в раздумье о том, а что же все-таки это было — Ханука в Сибири?
Лед и пламень в буквальном смысле. Попытка совместить сибирские морозы с жаркой борьбой древних евреев в горячих песках Палестины? А может быть, это и есть второе ханукальное чудо? Первое, как известно, было связано с тем, что нескольких капель лампадного масла хватило на поддержание огня в лампаде в течение восьми дней. Второе чудо -то, что энергии маленькой кучки организаторов, которой в обычных условиях едва хватает на обычную вечеринку, чудесным образом хватило на организацию гигантского мероприятия.
Многочисленных гостей фестиваля пригласить, сроки с людьми, у которых каждый час расписан вперед на год, согласовать, деньги на то, чтобы всех этих людей привезти в Тюмень, найти, встретить, и устроить, и накормить, накормить, накормить (хорошо, что никто не оказался сыроедом, кришнаитом или приверженцем кошерной пищи), организовать рекламу, распространение билетов, и опять деньги, билеты, проводы.
Короче говоря, организационные таланты и другие выдающиеся способности Павла Фельдблюма, Ильи Пестрикова, Иры Антроповой, Валентины Манжосовой выносятся за скобки этой статьи и не могут быть подвергнуты сомнению.
А теперь о том, что же мы все-таки увидели на этом фестивале. Открытие Хануки в отличие от прошлых лет проходило скромно, без гала-концерта. У входа в театр публика могла лицезреть немолодую женщину с плакатом, На котором давались благожелательные советы о более подходящем месте для проведения этого праздника. По-видимому, это была единственная представительница мрачных сил мирового сионизма, который вовсе не ругательное слово, а обозначает политическое течение, ставящее своей целью возвращение всех евреев на историческую родину, чтобы водить хороводы в районе горы Сион.
Перед спектаклем театра М.Розовского «Гамбринус» дети из воскресной еврейской школы зажгли восемь ханукальных свечей, спели еврейскую песенку, официальные лица произнесли официальные речи, главным достоинством которых была краткость. Затем начался спектакль о тяжелой доле скрипача-еврея Сашки, играющего в пивном подвале среди не самых тонких ценителей скрипичной игры…
Мое впечатление от спектакля далеко не совпадает с тем, что ярко выразил в своей рецензии Л.Ткачук. Начну с того, что те, кто был на концертах М.Розовского год и два тому назад, уже видели этот спектакль. Розовский со своими талантливыми помощницами — пианисткой Т.Ревзиной и скрипачкой В.Ломаченковой — спели все песни из спектакля, а кроме сценографии (пустых бочек на сцене) и не очень слаженного кордебалета, как выяснилось, театр смог добавить немногое.
Драматический спектакль, на мой взгляд, не получился, и даже мюзикл, где требования к драматической основе не столь высоки, увы, не вышел, а вышел эстрадный концерте конферансье в плаще с красным подбоем. Концерт как таковой был неплохим. Замечательная Валентина Ломаченкова — уникальная актриса, сочетающая виртуозное владение скрипкой и прекрасный вокал. Чуть слабее сделана роль актерски, но тут, я думаю, есть возможность совершенствования. Гениальная режиссерская находка — игра скрипкой по смычку, зажатому в изувеченной Сашкиной руке. Зал аплодировал долго и с удовольствием, но меня не оставлял вопрос: при чем же здесь А.Куприн?
«Кинотавр» подарил нам встречу с актером О.Янковским и продюсером М. Рудинштейном, замечательными писателями и талантливыми исполнителями своих нетленных произведений М.Мишиным и А.Ининым. А как глубоко выражены наши проблемы и чаяния в бессмертных строках И. Иртеньева: «Просыпаюсь с бодуна, денег нету ни хрена…»
М.Рудинштейн обещает привезти в Тюмень программу «Кинотавра». Хорошо бы, очень уж надоели М.Рурк и К. Бессинджер, не говоря уж о Сталлоне и Шварценеггере.
Следуя хронологии фестиваля, побываем с вами на дружеском вечере, который организовали устроители фестиваля и радио «Eвропа плюс Гермес» на пришвартованном в районе музея теплоходе — бизнес-центре «Новая Сибирь». Как остроумно определил характер действа столовавшийся тут же М. Жванец-кий — это дружеская встреча «новых русских» со старыми евреями.
Вечер был и вправду хорош: белыми ангелами (полная иллюзия рая) порхали между столиками официантки, верх предупредительности и гостеприимства являл собой хозяин вечера г-н Мокроусов, директор радио «Eвропа плюс Гермес», по привычке завладев микрофонами, несли в массы поток сознания его девчушки, обладающие уникальными способностями болтать милые глупости непрерывно в течение многих часов, неутомимый музыкант со своим компьютерным чудом вытеснял из звукового пространства все остальные звуки, в том числе и звуки речи. В этом шуме умирало слово, ради которого и пришли сюда и «новые русские», и «старые евреи».
Поверьте, дорогие организаторы, к которым я обращаюсь с любовью и благодарностью, это не брюзжанье. В конце концов, была на теплоходе в районе гальюна узкая курилка, где в одном ее конце отбивался от почитателей М.Жванецкий, а в другом, в тесном кольце поклонниц, задумчиво посасывал трубку их кумир (и мой тоже) О.Янковский. Но все же как бы хотелось, чтобы было поменьше ресторана (не еды и питья, нет, ни в коем случае), но больше клуба.
Вершиной фестиваля, на мой взгляд, стали концерты М. Жванецкого. Юмор Жванецкого — это высшая математика жизни. Eго фразы точны, как формулы математики, а мысли неопровержимы, как законы Ньютона. Eго юмор — это юмор высшей пробы, это смех сквозь слезы, это трагедия жизни в одеждах комедии. Этот юмор возрождает в нас желание жить. Да, Жванецкий — мой кумир, моя библия, мой катехизис. Может быть, единственный гениальный писатель сегодня.
И вот последний день фестиваля. В ДК «Геолог» довольно загадочное действо — презентация еврейской общины. Загадка открылась быстро — это оказался большой, насыщенный концерт талантливых исполнителей еврейской музыки. Замечательный ансамбль из Челябинска «Октоих» (восьмигласие — греч.), исполняющий музыку разных религий, в том числе и древнееврейские песнопения. (Почему бы не выступить им с программой религиозной музыки разных конфессий?) В третий раз на нашей сцене Жанна Бялик, Алла Йошпе, Стахан Рахимов, и хоть знакомы эти песни, а трогают ничуть не меньше, чем раньше. Обычно строгий и сдержанный кантор Московской хоральной синагоги Борис Ушеренко весело отплясывал на сцене.
В фойе была развернута выставка архивных документов, относящихся к «еврейскому вопросу» в дореволюционной России, а с больших черно-белых фотографий укоризненно смотрела на нас пустыми глазницами окон полуразрушенная синагога, храм иудейский, брошенный нами, беспамятными…
Но при чем здесь презентация еврейской общины, да и где она, эта община? Да, могучая кучка энтузиастов организовала воскресную школу, курсы по изучению иврита, есть благотворительная группа, помогающая инвалидам и ветеранам, но где же другие евреи? Не обязательно спонсоры, хотя без спонсоров вообще ничего бы не было. Но организовать свою собственную общинную жизнь должны мы сами. Я, например, радуясь успехам фестиваля «Ханука в Сибири», с большим сожалением вспоминаю о гораздо более скромных, но и более трогательных встречах в дни религиозных праздников. Религиозных среди нас мало, но это был способ общения, возможность окунуться в свою этническую общность, возможность, которой мы были лишены много лет.
Ушла в историю «Ханука в Сибири», завершившаяся 2-го числа месяца тевет 5755 г. со дня сотворения мира. До встречи, «Ханука в Сибири» 25 числа месяца кислев 5756 г. (1995).