X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Три источника и три составных части конституционного тупика на территории Тюменской области

Человеку, не живущему в Тюменской области, проблемы этой не понять. Область и входящие в нее округа, В то же время они — равноправные субъекты Федерации. Областная Дума, где представлено все население территории, принимает решения, а они приобретают силу лишь в случае их утверждения двумя другими Думами, где находятся только депутаты от части области. Депутат Барышников, председатель областной Думы, в то же время — представляет население Ханты-Мансийска. Обязательны ли подписанные им решения для города, где живут избравшие его люди?

Вопрос, как говорится, интересный… Может быть, на него попытается ответить сам Николай Барышников? Потому что образованный по его инициативе совет трех Дум тоже вызвал противоречивые мнения.

— Разные мнения — потому что разные подходы. В чем суть? Несколько лет назад в Конституции было определено, что существуют субъекты Федерации: республики, края, области и автономные округа. Они имеют — как подтверждено в последнем варианте Конституции -равные права. Для субъектов, которые и ранее напрямую работали с Федерацией, — нормальный факт. Для автономных округов — вроде приподняли их статус. Теперь области-края имеют одинаковые права с округами, входящими в них. Возникает вопрос: как же они друг с другом соотносятся? В Конституции записано, что эти отношения должны регулироваться либо Федеральным законом, либо соглашением между субъектами Федерации. Когда избирался законодательный орган Тюменской области, то — по указу президента — он избирался территорией всей. В том числе и округами. Стало быть, сегодня областная Дума узаконена. И в то же время Конституция говорит, что окружная Дума обладает такими же правами… Вопрос: как же областной Думе (и областной администрации) управлять всей территорией Тюменской области?

Четыре года назад мы, депутаты бывшего областного Совета, выступили с инициативой о принятии именного закона о Тюменской области. Такие же инициативы предприняты в округах. В центре задумались: если принимать для каждой территории именной закон, как же создавать единую систему власти? У нас же федерация!

Тем временем в ускоренном порядке стали принимать постановления — главы администрации, малого Совета и большого Совета. Жизнь заставляла. И это было подкреплено статьей Конституции о равноправии трех субъектов Федерации.

Стали разрабатывать новый закон. Область и округа предлагают свои варианты. Вариант, предложенный округами, ничего нового к тем статьям, которые есть, не добавляет. Он просто их расшифровывает, детализирует. Стало быть, вопрос о разграничении полномочий в законе, который предполагается рассматривать в Думе, — «не расшивается». И областная Дума не может быть удовлетворена этим законом. Об этом 27 октября в комитете по делам национальностей Думы РФ мы высказали свое мнение.

Коли закон «не расшивает», вопрос должен решаться договорами. В принципе это нормальное явление. Но и генеральное соглашение, которое было разработано специалистами, экспертами и вынесено на обсуждение административного совета в мае, тоже в полной мере «не расшивает» эти вопросы. Это соглашение на совместном заседании Дум и администраций в июле поддержки не получило.

— Как только возникает спорный момент, каждая сторона истолковывает его по-своему?

-Да.

— Вы сейчас создали совет трех Дум. Но в этом совете избиратели Севера представлены дважды. Зато вы, депутат областной Думы от Севера, как бы не совсем полноценный депутат? Ведь вас уже выбрали от Ханты-Мансийска. Почему от этого города в совете может быть еще один представитель?

— Депутаты-то избраны. А полномочия их в полной мере не обозначены.

— Вы теперь побывали уже в обеих шкурах — в окружной и в областной. Как бы вы-то разрешили эту проблему?

— Конечно, лучше, если бы это было заложено в Основном законе. Но сегодня эти вопросы — в полномочиях Федерального собрания. А ему зачем вникать в. эти подробности, тем более что подавляющее большинство субъектов Федерации — округов согласны с существующим законом? Значит, все отношения регулируются договорами между областью и округом. Надо самим договариваться, а потом уже нести на арену российскую.

— Считаете ли вы, что можно договориться?

— В определенной степени — можно. Нужно договориться.

— «Нужно» — я понимаю.. Но «можно» ли?

— Можно. Договориться раз и навсегда — маловероятно. Переходный же период… Но сегодня есть один путь — договор. Сразу к нему не прийти, поэтому делаем шаги. Но — в рамках существующей Конституции.

— И все-таки, почему округа не доверяют Думе? Все руководящие посты в Думе занимают депутаты-северяне, но избравшие вас округа вас же и контролируют? Вас уже избрали! Вот и договаривайтесь в областной Думе, депутаты от всей территории!

— Я прошу меня не провоцировать!

— Но вопрос существует…

— Какое недоверие? Доверяют, но сегодня надо это дело узаконить. У-за-ко-нить. Поэтому мы в регламенте взаимодействия про писали: закон, принимаемый областной Думой, должен найти при знание во всей области в случае его ратификации в округах. Поэтому мы должны принять закон такой который был бы по душе округам Так во всем мире делается.

— Во всем мире забывают дружбе, когда дело касается нефти…

— Eсть позиция диктаторства i есть позиция согласованная. Потому что всем нужны нефть и газ Когда один пытается с другого урвать побольше, с обманом, это -ненормальное явление. А мы находим согласие. Поэтому мы создали регламент взаимодействия и совет Дум. Спорные вопросы вполне мож но рассматривать на совете Дум потом ратифицировать на заседаниях Дум.

— Николай Павлович, вы помни те: когда заседали три малых совета, вроде бы соглашались-договаривались, а потом — полное непонимание. Не повторится ситуация?

— Это зависит от политиков и депутатов, которые сидят в одном другом и третьем органе. Здесь нужна политика доверия и порядочности, которая принята во всем мире. Во всем мире люди, обладающие большими капиталами, занимающие большие посты, говорят даже не скрепляют бумаги подписями, а на слово верят друг другу. Эта политика рассчитана на взаимное уважение, большое доверие и безусловное исполнение.

— Вы сказали, что я вас провоцирую, я позволю себе еще раз.

— Пожалуйста!

— Когда вы пересели из кабинета заместителя главы администрации округа в Ханты-Мансийске в кабинет в Тюмени, что-то в вашем видении проблемы перемени лось?

— Мало что изменилось. Я это же и раньше предлагал.

— Вы тогда более резко отстаивали точку зрения округа.

— В чем выражалась моя резкость? В том, что есть политики, которые на Севере ни одного дня не жили, А человек, даже если он три дня пробыл в командировке в Байдарацком совхозе или в Кышике, он уже другими глазами смотрит на жизнь. Поэтому нельзя сегодня говорить, что кто-то живет лучше, что неправильно распределяются средства, что надо перераспределить национальные богатства, добываемые на территории Тюменской области. А у меня одна забота сегодня. Не перераспределить (его уже мало этого богатства!), а умножить.

— В газетах, издающихся на Севере, и в устах ряда северных политиков, содержится утверждение, что все, что делают областные власти, в том числе и нынешняя Дума, все это в интересах города Тюмени и юга Тюмени.

— Не все так пишут. На заседании окружной Ханты-Мансийской Думы в сентябре было записано: инициировать перед органами власти области вопрос о создании и реализации единой концепции развития области. Многие люди, некомпетентные, пытаются шуметь. Многие считают, что сегодня все беды на территории области — это следствие разделения. Я категорически против. Я считаю, что получение самостоятельности бюджета, политических и экономических прав округов — это благо. Eсли бы мы были едины в бюджете, мы бы были все дотируемы… Надо жить дружно. Пора уже осознать, что я не один в поле воин, а мы вместе в поле воины.

— Eсть точка зрения, что противостояние областных властей и окружных во многом инициируется центром и на руку центру.

— Я конкретных примеров привести не могу. Хотя подспудно вижу. Потому что сегодня лакомый кусочек — Тюменская область с входящими округами — проще управляется, когда здесь нет единства. Мы приходим в московские кабинеты со своими программами развития. И нас по одному каждого так отметают. А если бы мы пришли трое! Ассоциации областей уже признаны и, естественно, к ним больше уважения, чем к отдельной области…

Можно стать на радикальную тропу, изменить статью Конституции, чтобы узаконить, что область или край — субъекты, а округ — уже не субъект. Я считаю, что это — нереальный путь. Надо в Конституции находить решение.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта