Тайна гибели «Морро Касл»
Невероятный детектив
Так или иначе, батареи взорвались, и серная кислота брызнула Алагне прямо в лицо. От боли он потерял сознание и очнулся лишь через некоторое время, уже на нижней палубе. Как он выбрался из рубки, Алагна объяснить не мог.
Сверху, он это явственно слышал, раздавался топот множества ног и крики о помощи. Люди спешно покидали судно. «Морро Касл» был на плаву, но находиться на нем было невозможно: палуба под ногами была раскалена настолько, что начинали тлеть подошвы обуви.
Алагна, превозмогая себя, поднялся и начал пробираться по проходу к трапу, ведущему на верхнюю палубу. Ковыляя по дымному лабиринту, он вдруг споткнулся обо что-то и упал. А когда стал подниматься, почувствовал под руками неподвижное тело человека. Действуя совершенно механически, он из последних сил тащил за собой этого человека и даже ухитрился поднять его на верхнюю палубу. Здесь, в свете пламени, охватившего судно, он с ужасом увидел, что пытался спасти.,, мертвеца. Это был труп корабельного врача де Витта. Впрочем, возможно, в этот момент он еще был жив. Потому что из пулевой раны на голове еще текла кровь.
Именно в этот момент кто-то из матросов схватил Алагну за руку:
— Давай быстрее, отчаливает последняя шлюпка.
Первым человеком, которого увидел Алагна, оказавшись в шлюпке, был его начальник — старший радист Роджерс. Он улыбался.
Следствие закончено. Забудьте!
Закончив свою часть следствия и установив причины катастрофы «Морро Касл», комиссия морского ведомства передала материалы расследования в ФБР. Eе функции ограничивались лишь техническими подробностями. Теперь дело было за внутренней полицией США. И она взялась за расследование со всей присущей ей энергией. Надо полагать, что именно благодаря этому обстоятельству истинные причины и виновники гибели суперлайнера «Морро Касл» так и не были установлены. Точнее, они были установлены весьма быстро. Но результаты следствия оказались надежно укрытыми в архивах крупнейшего полицейского ведомства США.
Начать с того, что следственная группа ФБР не посчитала возможным опровергнуть выводы комиссии морского ведомства. А ее выводы состояли в нескольких фразах. Вот они, взятые из официального заключения:
«Следствием не обнаружено никаких доказательств того, что пожар на «Морро Касл» не являлся трагической случайностью. Тем более нет повода считать, что в случившемся повинны офицеры и команда судна. Eсли они и не сумели противостоять катастрофе, то лишь по причине несовершенства человеческой натуры. Несчастье было ниспослано Богом, а против Eго воли человек бессилен».
Сделав такое заключение, комиссия морского ведомства тем не менее оговорилась, что вина, по крайней мере двух офицеров, есть.
В первую очередь это касалось капитана Вормса. Eму вменялось следующее:
он не обеспечил выполнения офицерами и матросами противопожарных предписаний морского устава; своевременно не выяснил масштабов возникшего пожара; вовремя не остановил корабль;
не обеспечил надлежащего порядка эвакуации пассажиров;
не подал немедленно сигнал о помощи;
оставил спасательные шлюпки без руководства.
Вторым человеком, заслужившим осуждение комиссии, был старший инженер Эббот. Он, как следовало из материалов расследования, «из трусости покинул свой пост в машинном отделении и, не приняв никаких мер к спасению пассажиров, одним из первых оставил горящий корабль».
В итоге Вормс был приговорен окружным судом Нью-Йорка к двум годам тюремного заключения, Эббот — к четырем. Однако уже через несколько недель приговоры были отменены кассационной инстанцией, которая оправдала Вормса и Эбботаза недостаточностью улик. Именно тогда и появился окончательный текст выводов комиссии морского ведомства, где вся вина за случившееся была «свалена» на Всевышнего.
И именно в это время агенты ФБР вели тщательное расследование трагедии непосредственно на борту сгоревшего судна. Как ни странно, в обстановке психологического шока, поразившего Америку, лица, ответственные за ведение следствия, забыли (более уместным, правда, было бы здесь выражение «не посчитали нужным») со всей тщательностью осмотреть корабль и, в частности, каюту капитана. Все это время она так и находилась запертой на ключ.
Поднявшись на корабль, несколько десятков агентов ФБР начали наконец профессионально и последовательно прочесывать «Морро~ Касл», хотя надежды выяснить что-либо дополнительное после того, как на его борту побывали тысячи любопытных, не было никакой. И тем не менее, добравшись до капитанской каюты, они с изумлением обнаружили,’ что дверь в каюту заперта и что туда никто с момента катастрофы не входил.
Несколько минут потребовалось опытным специалистам, чтобы вскрыть отмычкой дверь каюты капитана Джорджа Уилмотта. И тут перед детективами предстала совершенно неожиданная картина. Огонь почти не затронул каюту. Можно предположить, что огонь погас из-за нехватки кислорода, лишь только слегка повредив мебель: в отличие от других, капитанская каюта была герметизирована. Впрочем, агентов ФБР мало интересовал этот вопрос. Они искали труп капитана Уилмотта.
Eсли верить Вормсу и Эбботу (а никаких оснований не верить им в этом не было), они вместе с доктором де Виттом положили труп капитана на постель. Однако койка капитана была пуста.
Старший детектив майор Кауфхолд заглянул также в ванную. Там трупа не было тоже. Он отдал команду своим подчиненным осмотреть все судно. Никаких следов скончавшегося капитана Уилмотта обнаружено не было.
Правда, удалось найти кое-что другое. В салоне туристского класса, откуда, собственно, и начался пожар, были обнаружены остатки медного цилиндра со следами какого-то химического вещества. Лабораторные исследования позволили затем восстановить картину поджога. Преступник присоединил к штепсельной розетке этот цилиндр с вмонтированной в него спиралью. Когда спираль разогрелась, произошла химическая реакция, которая и вызвала пожар. Именно это и послужило основанием возбудить дело против старшего радиста Роджерса, известного тем, что он умел мастерить подобные устройства для подогрева воды в аквариумах.
Хотя, с другой стороны, было немало фактов, свидетельствовавших против того, что поджог совершил Роджерс. И, в конечном счете, его оправдали. Хотя впоследствии журналисты, отнюдь не удовлетворенные ходом расследования катастрофы «Морро Касл», еще несколько лет вели собственное разбирательство и в итоге склонились к мысли, что повинен во всем был именно Роджерс.
Что заставило их прийти к такому выводу?
Eго дальнейшая жизнь. После катастрофы судна Роджерс поселился в небольшом городке Бейонне, стал работать на местной радиостанции. Здесь он встретился с… Энтони Дойлом, третьим радистом «Морро Касл», который из-за приступа аппендицита в том трагическом рейсе не участвовал. Дойл оказался непосредственным начальником Роджерса и встретил его отнюдь не самым дружелюбным образом. Дело в том, что Дойл, безусловно, пристально следивший за ходом расследования, был убежден: так или иначе, но Роджерс причастен к случившемуся на судне. Отношения между Роджерсом и Дойлом обострялись. Через несколько лет на Дойла было совершено покушение: кто-то оставил для него пакет. Когда Дойл его вскрыл, раздался сильный взрыв.
К счастью, он оказался для Дойла не смертельным. Когда после операции он смог говорить, то немедленно засвидетельствовал:
— Это дело рук Роджерса. Он отомстил мне…
Роджерса немедленно арестовали, следствие тянулось почти год. Однако и в этом случае найти прямых доказательств вины Роджерса не удалось. Тем не менее, основываясь на косвенных уликах, суд приговорил его к каторжным работам сроком на Т2 лет. Четыре года он провел в каторжной тюрьме, а затем был помилован Верховным судом США.
Дальнейшая судьба Роджерса столь же необычна и удивительна. Вернувшись в Бейонн, он открыл мастерскую по ремонту радиоаппаратуры. Он вел чрезвычайно замкнутый образ жизни, единственными людьми, с которыми он близко общался на протяжении последующих шести лет, были его соседи: 83-летний Уильям Хаммель и его дочь Альма.
(Продолжение следует)