X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Детям-инвалидам построят лучшую школу

Через два-три года на месте коррекционной школы по улице Красных Зорь, 39 откроется новая. Здание будет в два раза больше прежнего.

— Статистически детей с ограниченными возможностями развития больше не становится, — говорит Алексей Райдер, заместитель губернатора Тюменской области, директор областного департамента образования и науки. — В процентном отношении цифра практически не меняется. Речь идет не о десяти процентах населения, которые учитываются при создании условий для доступной среды, а в трех-четырех процентах. Такая тенденция в целом по стране. Но поскольку население области увеличивается, в том числе и за счет миграции, то становится больше и детей с ограниченными возможностями. Сейчас их в регионе 6800. Большинство живет в Тюмени, и это объяснимо: родители стараются перебраться в областной центр, так как здесь больше возможностей для развития и реабилитации детей.

— 6800 — цифра пугающая…

— Процентов 60 — дети корректируемые. По интеллектуальному развитию они далеки от инвалидности, но им необходима адаптированная программа обучения. Кроме того, цифра складывается и из количества поставленных диагнозов. Раньше было сложно диагностировать причину задержки речи, и такие дошкольники попадали в коррекционные учреждения с одинаковой для всех программой. Такая же ситуация была и с детьми, страдающими аутизмом. До недавнего времени этот диагноз не ставился, степень его выраженности не определялась, поэтому всех направляли в коррекционную школу восьмого вида. Такой конвейер деформировал результаты обучения, снижал возможности развития ребенка.

Eсли родители, врачи, персонал реабилитационного центра, который ведет ребенка, уверены, что ребенок корректируем, что условием его успешности, социализации и реабилитации является нахождение в среде сверстников. Мы должны дать ему возможность инклюзивного обучения в обычной школе. Не потому, что так принято, а потому что отклонения в его здоровье поправимы. Более того, поправимы быстрее в обычной среде сверстников. Но инклюзивные программы не всем подходят. Именно поэтому в регионе по-прежнему действует шесть специализированных коррекционных учреждений.

Даже у ребенка, заболевание которого предполагает обучение в школе восьмого типа, есть потенциал развития. Нельзя просто как факт принять его состояние и ничего не делать. Пройдя коррекционную программу обучения, в будущем он может стать добросовестным работником. А дети с расстройствами аутистического спектра могут развить творческие способности и реализоваться в междисциплинарных профессиях и компетенциях.

Юлия Кононова, Анастасия Богданова

— И в коррекционную школу придут новые образовательные технологии?

— Здесь тоже необходима перезагрузка подхода к тем или иным предметам. Например, в кабинете технологии можно открыть гончарную мастерскую. Сделать отдельные кабинеты для занятий ИЗО со специализированными мольбертами. Существуют и программы коррекционной робототехники, когда объемные модели создаются из крупных кубиков и деталей. Некоторые дети в силу своей усидчивости могут в будущем стать специалистами в линейном конструировании, проектировать детали механизмов. Важно, чтобы ребенок в коррекционной школе примерил на себя разные возможности. Тогда можно будет понять, какие из полученных навыков он может успешно — применить в будущем.

В прежней, советской версии коррекционные программы требовали только усвоения общеобразовательных предметов, которые давались в упрощенном варианте, более растянутом по времени. Плюс чуть больше физической активности, трудового обучения и социально-бытовой адаптации. Что, с учетом этого набора, требовалось от коррекционной школы? Чтобы был кабинет технологии, спортивный зал и условия для двигательной активности на свежем воздухе.

А ведь средства обучения давно уже стали другими, далеко вперед шагнули и технологии. В старом здании их реализовать было почти невозможно. Тем более что и по количественным параметрам оно работает с перегрузкой. Здание рассчитано максимум на 300 учеников, сейчас там уже 460. Конечно, директор школы и коллектив регулируют поток плавающим расписанием, пока им удается справляться. Но в Тюмени более 800 учащихся с ограниченными возможностями, часть из них на домашнем обучении, часть — в начальных школах при коррекционных детских садах. Но вторая коррекционная — базовое учреждение. Невозможно еще больше уплотнить обучение в этом здании. Это недопустимо.

— А реконструкция и расширение здания? Такой вариант рассматривался?

— Первоначально речь шла о реконструкции, это был бы более приемлемый и менее затратный путь. Начали с экспертизы, чтобы понять степень износа здания, и пришли к выводу, что к имеющейся коробке невозможно ничего пристроить. Фундамент тоже не выдержал бы дополнительной нагрузки. Перекрытия там деревянные, сколько они могли бы еще прослужить? Рано или поздно все равно пришлось бы сносить и строить новое.

— И обязательно на прежнем месте?

— Родителям оказалось удобнее возить детей в центр города. Здание будет возведено по модульной технологии, доказавшей свою эффективность при строительстве гимназии N 16, корпусов школы N 92, второго корпуса школы N 49, корпуса школы N 65 на улице Бориса Житкова, школы в ЖК «Звездный». В зависимости от размеров участка, его планировки крыло здания может поворачиваться, удлиняться, проектироваться до нужной этажности. Вторую коррекционную школу построят в форме буквы «Н», здание останется четырехэтажным. Обучение колясочников и малоподвижных детей будет максимально сориентировано на первом этаже. В каждом крыле будут лифты, их, в отличие от стандартного проекта школы, станет в два раза больше.

— На каком этапе сейчас находится проект?

— Пока на стадии эскизных разработок. Или, говоря архитектурным языком, — на предпроектной стадии. Сделана планировка земельного участка, стараемся подобрать приемлемый разворот здания с точки зрения инсоляции помещений. Свет должен максимально попадать в классы. На предпроектной стадии учитываются также нормы и требования по размещению зеленых насаждений, расположению хозяйственных построек и технических заездов. Кроме того, вокруг школы должен быть полноценный пожарный проезд-объезд, чтобы пожарная машина свободно могла подъехать к любой точке здания.

— Горожане переживают, сохранится ли сквер вокруг школы…

— Новое здание будет больше прежнего, поэтому некоторые деревья придется демонтировать, в том числе и для того, чтобы обеспечить подъезд техники, место для складирования стройматериалов, бытовок для строителей. Все это мы должны вместить в периметр участка. Но мы пройдем не один круг согласований. Сначала по числу деревьев, подлежащих демонтажу, потом по количеству того, сколько должны возместить. По городским правилам, от нас потребуют двукратной компенсации. Мы уже примерно представляем, где будут расположены зеленые зоны — вдоль улиц Красных Зорь и Салтыкова-Щедрина.

Школьную территорию обустраивало несколько поколений педагогов, учащихся, их родителей. И делали это от души. На время строительства все, что сделано руками детей и родителей, аккуратно демонтируем, а потом вернем на место. Все, что было создано детьми, их родителями, педагогами, — дорого. Конечно, внутренняя начинка школы изменится. Но мы не будем начинать жизнь с чистого листа. Традиции, школьный дух и в новом здании, я уверен, сохранятся. Готов это принять на себя как публичное обязательство.

***
фото: Вторая школа — май 2021 года ;;;;Алексей Райдер.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта