Ничто не вечно под луной
Говорят, человеку сложно представить бесконечность — нет такого понятия в нашей системе координат. Но, кажется, гораздо труднее нам смириться с противоположным. С тем, что все кончается и меняется.
Часто перемены воспринимаются даже агрессивно, как нечто враждебное. Eсли нам и так было хорошо, то, естественно, перспектива что-то поменять пугает. Но даже если мы разобьем в доме все часы и плотно зашторим окна, рассвет наступит и без нашего разрешения.
О переменах, пугающих или интригующих, но неизбежных, говорили на этих выходных творческие люди. Вместе с ними мы увидели претендента на должность главного дирижера нашего филармонического оркестра, узнали, зачем в музей Словцова привезли песок, и попытались прочитать мысли античных скульптур.
Это было навсегда, пока не кончилось
Здание, напоминающее неоклассический дворец из высушенной необработанной глины, уходит под воду или утопает в земле. На его крыше — истлевшие от времени скульптуры и осыпавшиеся вазы. Дворец, очевидно, очень стар. Но внутри будто и не замечают ни его старости, ни потопления. Там играет оркестр. Это «Предпоследний день Помпеи» — инсталляция Александра Бродского, привезенная в музей Словцова из Перми. Бродский наполнил внутренние помещения дворца фильмами и музыкой советской эпохи. По мнению искусствоведов, эта инсталляция демонстрирует идеологический «Титаник», обреченный, но искусственно пока еще удерживаемый на плаву. Работа была создана в 90-е годы, примерно тогда же группа «Наутилус Помпилиус» пишет песню с такими строками:
Он глядит на танцоров, забывших о том,
Что каждый из них умрет.
Но никто не хочет и думать о том,
Пока «Титаник» плывет.
Инсталляция Бродского — часть выставки «Открытая коллекция». По мнению самих работников музея Словцова, экспозиция получилась довольно смелой. Особенно много судачат о работе Дмитрия Цветкова «Свита президента» — это набор шинелей с не существующими в реальности орденами и знаками отличия. Причудливо сочетаются советские звезды с крестами. На погонах, сложив руки на груди, лежат люди, будто в гробу. Таким образом Цветков как художник открыто выступает против милитаризма.
Но, на мой взгляд, выставка не столько смелая, сколько качественная. Eсли вы не знали, откуда начать знакомиться с хорошим современным искусством, то это отличный шанс. Далеко не все работы связаны с политическими и социальными темами, многие просто перемещают вас в разные реальности, существующие совершенно по иным законам физики. Это буквально история новейшего российского современного искусства, причем выжимка из лучшего, что хранится в именитом музее Permm.
Не единственной, но важной темой стало осмысление влияния времени, его неизбежности. Работа «Кованое время» Леонида Сокова — несколько метров песка, в котором затеряны маленькие фигурки, представляющие собой чудеса архитектуры разных времен. От пирамид до небоскребов. Пизанская башня, европейские соборы, Московский Кремль. Совсем незамысловатая работа, но поразительно сильная по эмоциональному впечатлению. Проходишь мимо и видишь, как песок доминирует над этими маленькими вспышками великих человеческих достижений. Мягко, почти убаюкивая, он показывает, кто тут главный.
Новая жизнь оркестра
Публичный кастинг на должность главного дирижера филармонического оркестра продолжается. У каждого здесь, конечно, свой фаворит. Лично я влюбилась в манеру работы петербургского дирижера Алима Шахмаметьева, под его руководством оркестр выступил в субботу.
Маэстро сам выбирал программу, концерт он посвятил 260-летию со дня рождения Моцарта. Началось выступление с веселой увертюры к опере «Похищение из сераля». Композитор писал ее в самый счастливый для себя период жизни. Он молод, только переехал в Вену, без ума влюбился и собирается жениться на Констанце Вебер, ей он и посвятил произведение. Моцарт напишет о своей увертюре: «Под нее ты точно не уснешь!»
Такой выбор, кажется, напрямую связан с характером дирижера — у него эмоциональная, чуткая и выразительная манера работы. Наблюдать за ним как за артистом интересно.
В интервью для местного телеканала выясняется, что дирижер улыбчивый, деликатный, но достаточно прямолинейный. Он признается, что приятно удивлен нашим оркестром. Потому что до него доносились не только приятные отзывы. Дело в том, что в Санкт- Петербурге среди музыкантов по отношению к провинции встречается некоторый снобизм. Звучали даже фразы: «А зачем там, в этой Тюмени, нужен оркестр? Eще и такие зарплаты им платить!» На практике же оказалось, что наш оркестр умеет удивлять и вдохновлять. В первую очередь Алима Шахмаметьева радует, что музыканты с жаром обсуждают даже мелочи, искренне интересуются музыкой.
— Заметно, как много вложено в этот оркестр сил, — говорит Шахмаметьев. — Они молоды, многие возрастом, но главное — душой. Это так важно для музыканта! Быть искренним, быть любопытным и даже немножко наивным — такое искусство нужно людям.
Алим Шахмаметьев видит перспективу в том, чтобы выводить оркестр на большее число площадок, играть разную музыку, в том числе современную, чтобы имя оркестра звучало в самых разных кругах — от любителей футбола до тех, кто любит прогулки на теплоходе по реке. Это будет новый путь для оркестра, но любопытный. Шахмаметьев уверен, что наш оркестр может стать одним из лучших в России.
— Конечно, это потребует усилий. Но не титанического труда, а вполне рабочего, — считает маэстро.
Он отмечает, что от взаимодействия с нашим оркестром удовольствие получал неоднократно. Дело осталось за тем, чтобы передать это удовольствие слушателям. Судя по реакции — бесконечным овациям и отказу слушателей уходить из зала (ведущей пришлось выйти и напомнить об окончании концерта), — миссия дирижера была выполнена.
До основания, и затем
«Руками не трогать» — первая и сразу отличная постановка режиссера Варвары Хлюстиной (такое бывает не так часто). Премьера состоялась в «Космосе» в субботу.
Пластический спектакль нередко сложен для интерпретации и требует от зрителя некоторой подготовки. Но Варвара сама еще нащупывает свой язык пластики, потому пользуется узнаваемыми образами, и ее спектакль — отличная возможность для неопытного зрителя вникнуть в красоту этого языка. «Руками не трогать» — спектакль-осмысление скульптур времен античности. Хлюстина буквально пытается придумать и понять, какие истории, какие конфликты за ними таятся. Получается довольно ярко.
Вот на сцене оживает скульптура мыслителя. За ней тенью следуют другие — скульптуры, а может быть, произведения или идеи. Они пытаются вырваться, дотянуться до него, будто выпрашивают у мыслителя их воплотить. Образ получается почти тревожным. Помните у Андрея Вознесенского: «Убил я поэму. Убил, не родивши». Режиссер задумывается о том, сколько мы можем убить вместе с собой, внутри себя. Не захотеть, не рассмотреть, не успеть, в конце концов, воплотить то, что воплотить могли только мы.
Основной сюжет, связывающий всю линию спектакля, рассказывает нам о некоем зрителе, современном человеке, который оказывается в этом мире античных скульптур. То ли устав, то ли почувствовав себя чужим, зритель пытается вырваться и уничтожить этот устоявшийся мир. И в конце спектакля кажется, что ему это удается. Пока он сам не начинает переживать метаморфозу и не превращается в скульптуру «Шагающий человек» Альберто Джакометти. Работа Джакометти совсем не похожа на античные статуи, это футуристический образ. Однако Хлюстина, кажется, видит в ней наследие античности. Так она показывает, что все проходит, но ничего не бывает напрасно. То есть, конечно, можно попытаться разрушить все до основания, но сам ты — плоть и кровь, носитель и транслятор того, что было до тебя. Так что вот он, парадокс времени. Ничто не вечно под луной. И все — вечно.
***
фото: Часть экспозиции выставки «Открытая коллекция» ;Алим Шахмаметьев ;Работа Леонида Сокова «Кованное время».