Мера величия
Министр иностранных дел Сергей Лавров, отвечая на вопрос о российской политике на мировой арене, сказал, что ее критикуют только люди с прозападной позицией, которые «думают о пармезане и других продовольственных лишениях из-за ответных санкций».
Об этом сообщают «Лента» и ряд других изданий. Заодно министр обвинил критиков в однобоких взглядах на жизнь и осудил их.
— Те, кто продвигает такие философские подходы, по-моему, не то что не понимают наш генетический код, они пытаются его всячески подрывать. Потому что кроме желания жить хорошо, жить сытно, быть уверенным за своих детей, друзей, родных, в нашей стране не меньшую роль во всем том, что мы делали за всю нашу тысячелетнюю историю, всегда играло чувство национальной гордости, — сказал Лавров.
Тут, конечно, может возникнуть вопрос: почему чувство национальной гордости противопоставляется личному благополучию каждого гражданина? И тут может даже закрасться нечаянная мысль, что эти вещи скорее взаимосвязаны, чем противоречат друг другу. Но отбросим шальные мысли, обратимся к цифрам.
ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, которые несколько огорчат министра Лаврова. Выяснилось, что 28 процентов опрошенных скептически оценивают международное положение России. Да, большинство — не септики. Однако среди тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое, доля скептиков выше. И продолжая образное сравнение министра насчет пармезана, приходит к мысли, что о нем особенно часто думают самые бедные граждане?
ВЦИОМ сообщает, что каждый пятый опрошенный считает, что Россия не станет великой державой. Что доля граждан, желающих видеть Россию сверхдержавой, снижается, особенно это заметно по сравнению с 2014 годом.
Конечно, можно согласиться с министром иностранных дел и сказать, что эти граждане рассуждают непатриотично. Однако, по мнению социологов, критики международной политики вовсе не восхваляют коллективный Запад, они, наоборот, устали от него. Так проявляется национальная гордость: что нам до ваших Eвроп? Нам бы свои проблемы решить.
Да и трудно поспорить с очевидным — ощущать собственное величие сложновато, когда у тебя не хватает денег на элементарное. Вот живой пример. Элла Георгиевна, приятная, скромно одетая женщина 86 лет, всю жизнь проработавшая врачом, нашим читателям уже знакома. Я встретила ее под жарким солнцем на остановке по улице Николая Чаплина. Элла Георгиевна рассказала, как пришла она в магазинчик женской одежды. Увидев цены, испугалась. Для ее скромной пенсии — неподъемные суммы. Она сказала об этом девушкам-продавщицам. Eй тут же ответили: «Eсли что-то не нравится, женщина, идите в другой магазин».
Вспоминая об этом, Элла Георгиевна заплакала.
— Я ведь никогда ни к одной своей пациентке так бы не подошла. Я всегда видела в людях людей, — говорит она. — Я ведь всю жизнь работала! Чем я заслужила такое отношение?
Как объяснить Элле Георгиевне, что, к сожалению, бедным у нас может оказаться любой человек, в том числе и тот, кто всю жизнь посвятил спасению чужих жизней. Это общеизвестный факт, который не перестает удивлять. Где уж тут до ощущения величия…
На этом можно было бы и закончить, и все-таки мне кажется, есть то, что мы могли бы сделать на благо собственной нации (страны?). Например, не видеть в согражданах врагов. Помогать незащищенным. Или хотя бы улыбаться и проявлять внимание к ближним, которым довольно часто большего и не нужно. Мой призыв, наверное, звучит до невозможности наивно, но разве не логично, если тяжело многим, проявить чуть больше милосердия к каждому? Может быть, действительной мерой величия является не только материальное благополучие, но и великодушие? Мне кажется, где-то в нашем генетическом коде есть для него место.