Веган молоденький в пилотке новенькой
Джонатан Сафран Фоер. Мясо. Эксмо. 2012.
В оригинале эта книга называется хлестче — «Поедая животных». Eе я выбрала по автору, которого знаю по роману «Жутко громко и запредельно близко», а это одно из самых пронзительных произведений на болезненную тему 11 сентября. Так что «Мясо» я не могла пропустить. Тем более что по сути это журналистское расследование, в чем Фоер сразу и признается.
Он рассказывает, что с детства колебался между всеядностью и вегетарианством, но поворотным моментом для него стало рождение его собственного ребенка.
О, я его понимаю. С рождением ребенка многие обычные вещи начинают казаться пугающими. Особенно окружающий мир. Кто не проглаживал пеленки с двух сторон?! Мы начинаем метаться, как раненые животные, покупая увлажнители воздуха, очистители воды, с тревогой изучаем надписи мелкими буквами на любых продуктах. Виктория Бэкхем, родив первенца, полгода не выходила с ним из квартиры в центре Лондона. Фоер пошел еще дальше. Он углубился в тему мясоедения и изучил весь процесс производства мясных продуктов. И пришел к выводу, что процесс не только небезопасен с точки зрения экологии, но и бесчеловечен, так что любой уважающий себя гуманист немедленно должен прекратить финансовую поддержку этой отрасли. Фоер стал вегетарианцем.
Скажу сразу: книгу не дочитала. К середине мне стало все понятно, я подустала. Хотя одна глава произвела на меня особое впечатление — та, где описаны ужасы рыбодобычи. Я задохнулась от возмущения. Меня глубоко потрясла судьба морских коньков (я раньше об этом не задумывалась, а Фоер привел цифры, сколько морских коньков и прочей непромысловой рыбешки гибнет за просто так, попавшись в траловые сети). И главное, что меня взбесило: если животные (коровки там, свинки, курочки) еще могут надеяться на защиту и хоть какое-то слабое сюсюканье с нашей стороны (они ведь довольно милые, пока живые), то рыбы нет, никогда. То, что рыбы существуют в чуждой для нас среде, является непреодолимым барьером для наших чувств, но бесчувственными мы считаем их. Отрывать крылья бабочке в нашей системе координат — жестоко, а пойти на рыбалку на Туру, чтобы отдать улов кошке — удовольствие. Это позор.
Я не перестала есть рыбу, не отказалась от мяса. Но ем с уважением.
***
фото: