Памятник оказался бесхозным
Когда-то ученики школы N 9, что на улице Павлова, 8, выходили во двор к памятнику героям войны, запоминали фамилии и сдавали по ним зачет.
Фамилий было 32. Сейчас их больше — добавились прежде не известные, а также тружеников тыла. Обелиск с красной пятиконечной звездой мы называли просто памятником. Каждую весну и осень вся школа выходила на субботники — убирали листья или высаживали цветы, подкрашивали монумент серебряной краской.
— В 2007 году мы вписали на памятник прадеда Гумара Гиматдинова, — говорит местная жительница Карина. — Eго имени не было, потому что наша семья после войны перебралась в Казань. А потом вернулись. Заметили во дворе школы памятник солдатам, ушедшим на фронт из Парфенова. Собрали документы деда, отнесли в школу, нам разрешили краской написать его фамилию на памятнике. Многие так делали.
Никто даже не задумывался, чей это памятник. Что у него может быть какой-то собственник. Когда обелиск обветшал и потребовал более серьезного ремонта, чем косметический, администрация школы и жители поселка обратились за помощью к ветеранам-пограничникам. Организация ветеранов-пограничников выиграла муниципальный грант, на средства этого гранта обелиск восстановили. Появилось официальное название — «Памятник воинам, ушедшим на фронт Великой Отечественной войны с территории Ново-Юртовского поселкового совета».
…А в конце мая на сайте городской администрации появилась информация, что управа Центрального округа ищет владельца памятного знака. Eму надлежит в кратчайшие сроки произвести демонтаж объекта на добровольной основе.
Оказалось, правоустанавливающие документы на памятник отсутствуют.
То же самое и с памятником «60-летие Тюменской области. Жителям Парфеново, первым переселенцам и их потомкам — героям ратных и трудовых подвигов», расположенном во дворе другого корпуса девятой школы на улице Шишкова, 15.
В департаменте образования подтвердили: на балансе учебного учреждения объекты не числятся.
— За памятниками ухаживала школа — это правда, — сказали мне в приемной директора школы. — Но мы не знаем, кто хозяин. Eсли владельцы не объявятся, то управа направит исковые заявления в суд о признании памятников бесхозными. После этого мы примем их на баланс школы, чтобы ухаживать за ними официально.
Я решила поискать пропавших владельцев, стала расспрашивать выпускников. Оказалось, многие, как и я, думали, что памятники школьные.
— Ты какие-то глупости сейчас говоришь, — отвечали мне. — Памятники всегда стояли во дворе школы! Цепи черной краской красили. Их, наверное, открыли со школой в 1968 году.
Мой отец, тоже выпускник школы N 9, памятник помнит, но другой.
— В актовом зале стоял гипсовый бюст Мусы Джалиля, наша школа называлась его именем. Потом на уроках труда мы соорудили постамент из бетона, и бюст на постаменте вынесли во двор.
Папа ушел в армию, а когда вернулся (в 1986 году), памятника Мусе Джалилю уже не было, неподалеку от его прежнего места стоял другой.
— А я знаю, куда делся бюст Мусы Джалиля, — включается в разговор наш сосед Ренат Шангареев. — Он развалился от старости. Я тогда учился в восьмом классе. Eго решили убрать и, вероятно, заменить.
— Школа и открыла памятник, — говорит Альмира Сажина. — Было это в 1985 году, девятой школой руководила Людмила Семеновна Ботанова. Когда памятник Мусе Джалилю развалился, местные предложили построить обелиск в память о погибших на войне. Ведь из каждой семьи Ново-Юртовского поселкового совета ушли на фронт по четверо-пятеро мужчин. Почти все погибли, лишь единицы вернулись домой.
Учитель физкультуры Валентин Тронь рассказывает, что список фамилий для памятника составляли школьники. Из старших классов выбрали самых ответственных, которые ходили по соседям. Потом в школу приглашали родственников солдат, просили принести документы.
Такая же история и у памятного знака во дворе второго корпуса школы N 9.
Директора в школе часто менялись, документы потерялись, считает Валентин Андреевич. Сейчас проще признать памятники бесхозными и поставить их на баланс учреждения, чем искать свидетельства почти сорокалетней давности.
***
фото: Памятник во дворе школы.