Возможно ли воспитание без травм?
Три недели прошло после событий в гимназии N 175 в Казани. Но вопросы остались.
— Я пошла в школу в шесть лет, поэтому в семь уже окончила первый класс, — рассказывает Eлена Кашкарова, депутат областной Думы, региональный координатор федерального партийного проекта «Крепкая семья». — Раньше мы жили в центре города, потом переехали в Восточный микрорайон. Мама работала на улице Холодильной, я через весь город ездила на автобусе к ней на работу. В этом не было ничего необычного. Многие так жили. Родители уходили утром, приходили вечером и только потом узнавали, что случилось за день. Сейчас моей младшей — восемь лет. Вполне самостоятельный ребенок, но если ей нужно к подружке в гости, мы ее провожаем. И на автобусе одну не отпускаем.
С этих сравнений, как было раньше и как теперь, мы начали разговор с Eленой Витальевной, воспитывающей трех дочерей. Родительские страхи ей хорошо знакомы.
— Считаю, что процедуру выдачи разрешений на оружие необходимо пересмотреть. Чтобы она не была пустой формальностью на три-пять минут приема у психиатра. Пусть будет более длительной, пусть затратной. Оружие — не предмет первой необходимости, можно и потерпеть.
Тот, кто хочет им владеть, должен проходить полноценную психологическую экспертизу. Примерно такую, как предусмотрена для родителей, планирующих взять ребенка на воспитание. В Тюменской области такие семьи проходят школу замещающих родителей. Некоторые отсеиваются на первых этапах. Потом мнение высказывают специалисты, и принимается окончательное решение. Так должно быть и с разрешением на владение оружием.
— Что может стать прививкой от агрессивности? Когда ее ставить?
— Такая прививка тоже не разовая. И называется эта вакцина любовью в семье. Eю надо прививать с раннего детства и продолжать инъекции всю жизнь. При доверительных отношениях родители заметят, что с ребенком что-то не так. Что он начал закрываться в комнате на ключ, перестал делиться переживаниями. Встревожатся, подключат специалистов. Eсли нет любви и доверия, то маловероятно, что кто-то заметит, что сын вдруг начал называть себя богом.
— Агрессивное поведение часто объясняют последствием родительского давления, детскими травмами. Этого можно избежать?
— У психологов есть такая шутка: как бы вы ни вели себя с детьми, все равно нанесете им травму. Другой вопрос: какими они будут и во что выльются? Любая проблема, если ее разобрать, объяснить, может стать точкой роста. Вот сейчас идут выпускные экзамены. Это стресс и для родителей, и для детей. В моей семье две выпускницы, особенно волнуется девятиклассница, хоть и учится на пятерки. Мы с ней рассуждали: ну что случится, если экзамен сдашь на двойку? Что может произойти такого критичного? Ничего. Ребенок должен знать, что его будут любить, что бы ни случилось. Да, родители хотят быть главными. Требуют выполнять все в точности, как «должно быть»: получать хорошие оценки, поддерживать порядок в комнате, ходить на кружки, выбирать профессию. Но так они защищают только свое эго.
— Как соблюсти баланс между страхом за безопасность ребенка и воспитанием его самостоятельности?
— В семье, где я росла, действовало такое правило: все, что происходит в твоей жизни, — следствие твоих действий, решений, которые принимаешь. Мне никто не говорил, куда поступать, как учиться, не ругали за оценки, не делали за меня уроки. Я и сейчас придерживаюсь правила: ребенок должен принимать решения самостоятельно. Надо не запрещать, а рассказывать о последствиях поступков.
Главная родительская функция — дать ребенку инструменты решения проблем.