X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Эффект скримера

Когда режиссеру надо встряхнуть заскучавшего зрителя, на экране появляется скример — нечто неожиданное, пугающее и тем привлекающее внимание.

Когда это же нужно сделать с системой образования, скример появляется уже в жизни — в виде подростка с оружием и самодельной бомбой.

Что вынесет система образования из горького опыта? Кроме очевидного — усиления охранных мер, проверки безопасности и работоспособности тревожных кнопок?

Трагедия в Казани 11 мая — не первый случай школьной стрельбы в России. Можно убедиться: в большинстве случаев их устроили ученики этих самых школ.

Совпадение ли?

По последним сообщениям из Казани, у 19-летнего Ильназа Галявиева, был конфликт с учителем 175-й гимназии. Имени он, правда, не помнит, но обиду сберег. Информация эта еще будет проверена, но проблема, это уже почти очевидно, выходит за рамки «обеспечения безопасности». Eсли так, то способы решения нужно искать не в кордонах у школ, а в головах.

С начала 2000-х в российских школах возникают службы примирения, а еще через несколько лет они становятся чуть ли не обязательными. В соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденного распоряжением правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации. Чтобы обеспечивать защиту прав детей и создавать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Рекомендации по организации служб школьной медиации утверждены Минобразования и науки РФ 18 ноября 2013 года.

В большинстве тюменских школ такие службы есть.

— Даже в условиях нашей системы педагоги-психологи способны помочь детям, — считает Юлия Дудинкова, педагог-психолог, медиатор службы примирения школы N 9. — Eжедневно мы работаем над сохранением благоприятного психологического климата в школе, консультируем детей с негативным психоэмоциональным состоянием. Было бы здорово, если бы штат психологов был больше. Службы медиации в наших школах должны помогать учащимся с социализацией, решением споров и конфликтов. Эта система важна для предупреждения любых форм агрессии. Но неправильно возлагать ответственность за развитие личности ребенка только на образовательное учреждение. Обязательное условие — сотрудничество школы и семьи. Мне кажется, необходимо вести на постоянной основе просветительскую работу с родителями на тему конструктивного взаимодействия с детьми.

— Ответственность лежит не только на школе, — отвечает на вопрос Софико Мчедлидзе, студентка направления «психология» ТюмГУ. — Детей в школах становится все больше — где-то есть уже и «Я» классы. Это не лучшим образом сказывается — повышаются стресс, напряженность, агрессивность.

Психолог… просто должен быть внимательным, продолжает Софико. Подростка с девиантным поведением вычислить можно всегда. Это уже вопрос отношения к обязанностям. «Хотя, на мой взгляд, такие меры могут быть бесполезными из-за системы, — оговаривается девушка. — Например, в моей школе психолог исполняла обязанности также классного руководителя, а это сложно совмещать».

— До сих пор встречаются такие родители, да и педагоги, которые считают, что у детей не может быть проблем и трудностей, а значит, и психолог им не нужен, — говорит будущий психолог Вера Ковалева. — Осознание важности психологической работы возникает уже после того, как что-то произошло.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта