X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Четыре правила Альмиры

Детей в татарской семье воспитывают по правилам, которые заложили предки К нашей встрече Альмира Сажина из восемнадцати этих правил выбрала четыре самых важных.

Рай находится под ногами мамы

— Я была активным и непоседливым ребенком, — вспоминает Альмира Сажина. — На улице потеплело, а я захотела надеть недавно купленную шубку. Она была очень красивая, цигейковая с отливом, расклешенная! Перед работой мама предупредила, что на улице грязно и сыро, лучше дождаться сухой погоды. А я не послушала. К обеду все подтаяло, я захотела прокатиться по луже в сапогах, как на коньках. Покатилась и шлепнулась в грязь. Не успела подняться, как снова упала, на этот раз животом. Бабушка от моего вида чуть сознание не потеряла!

Бабушка искупала Альмиру, отстирала шубу и повесила ее сушиться на печку. Мама вернулась с работы и с порога заметила испорченную вещь. Был скандал.

— В попытках оправдаться я огрызнулась на маму, — рассказывает Альмира Сажина. — Поглядывала на бабушку, думала, что она, как всегда, заступится за меня. Но она только сказала: «Твой рай находится в ногах матери. Немедленно извинись перед ней и никогда не перечь».

Это первое правило воспитания, которое усвоила Альмира.

— Когда я жила далеко от мамы, то перед ответственным моментом звонила и просила ее послать мне энергию, чтобы у меня все удачно сложилось. Мама уже ушла из жизни, но я до сих пор чувствую ее поддержку. А если идеи заходят куда-то не туда, то вещи валятся из рук. Мама как будто говорит: «Остановись!»

Почитание старших братьев и сестер

В татарских семьях у младших принято называть старших братьев и сестер «туганем» (родной мой), «апа» (сестра или тетя) и «абый» (брат или дядя). К младшим обращаются «сенлем» (сестренка) и «эниен» (братик).

— Такие обращения нужны, даже если родственник старше или младше тебя на год. Альмирой меня может назвать любой, а апой — только младшая сестра или племянники, — поясняет Альмира Сажина. — Это говорит о почтительном уважении друг к другу.

Последнее слово в семье остается за старшими. Альмира Сажина говорит, что она до сих пор живет по этому правилу и приучает к нему своих детей и внуков.

— У меня уже нет родителей, поэтому благословение получаю от старших братьев и сестер, мне важны их поддержка и одобрение. Раньше последнее слово было за отцом — главой семьи, — говорит она. — В этом году деревне Ак-Куль в Буинском районе республики Татарстан, где жили мои прадеды, исполнилось 110 лет. Мы хотим каждый год в Курбан-байрам собираться в той деревне и поминать предков. Мы это придумали год назад. Инициативу поддержали все, кроме дяди.

— Он позвонил и сказал: «Сенлем, пандемия, люди все возрастные, давай отменять». И я послушалась. Наши дети знают, что самое лучшее мы отдаем старикам. Печем пироги — первым куском угощаем бабушку, потом остальных. Приятно, когда тебе 80 лет, читаешь роман, прибегает внучатая племянница и говорит: «Абика, вот тебе мама передала пирожки».

Бабушка — центр вселенной

Альмира Сажина сравнивает любовь бабушки с последним поцелуем, потому что она отдает внукам всю себя.

— Бабушка таскала меня на руках до шести лет, грела мои колготки на печке, помогала их надеть, — вспоминает Сажина. — Каждый вечер мы дрались с младшей сестрой за спальное место рядом с бабушкой. Она рассказывала мусульманские предания перед сном. Вкусно готовила. Я на всю жизнь запомнила холодное молоко со свежей земляникой и хлеб из печки. Жизнь сделала круг, теперь я — бабушка. Девчонки и мальчишки спят, а я завожу тесто. Они просыпаются от аромата свежеиспеченного хлеба. Мы соберем ягод, купим молока и завтракаем.

Бабушки учат детей заниматься домашним хозяйством.

— У меня четверо внуков, в июле родится пятый. Когда они у нас, мы вместе ведем дом. Называем это приключениями у дагонявки (так внучка Альмиры называла свою давани — старшую маму — А.Б.). Убирать дом, поливать цветы, копать картошку, собирать горох, съездить за травой для животных — все это приключение. Кажется, что скучно, но помогает элемент игры и стимул (после картошки на пляж, например). В четыре года они не боятся спичек, могут разжечь самовар, готовят, стирают занавески и меняют постельное белье. Под присмотром деда красят забор, стучат молотками и рубят топором. Они растут самостоятельными людьми, которым любое дело по плечу.

Чего лежишь? Работы нет? Сейчас найдем!

— В татарских семьях к труду приучают сразу: пошел — можешь взять тряпочку и вытереть пыль. Eсли не прививать трудолюбие с детства, то потом будет поздно, — говорит Альмира Сажина. — Отец учил меня укладывать кирпичи и перекрывать крышу. Говорила: я же девочка! Зачем мне это? А папа отвечал, что жизнь непредсказуемая, надо уметь все. В этом я с ним согласна.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Альмира Сажина в бухарском национальном костюме.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта