Любовь к себе выходит из-под контроля
Стремительно приближается День России — очень патриотичный праздник. Хотя нам, сибирякам, и без праздников патриотизма хватает. Можем даже одолжить.
Тюмень — лучший город Земли вне всяких сомнений. Несогласным критикам в интернете мы свое веское слово уже сказали. А наши товарищи из ЯНАО от слов перешли к делу.
Недавно к ним приехал эпатажный блогер Андрей Петров, который назвал Новый Уренгой «самым отсталым городом страны». Встречать его горожане приехали уже в аэропорт. Не с цветами. Благо полиция оказалась расторопной, и блогера увезли из центра событий до начала конфликта. Несмотря на то, что Петров обидел Новый Уренгой, жена одного из местных полицейских подарила ему набор для душа, сделанный собственными руками. Подарок блогер оценил, а вот встречу с горожанами почему-то нет.
Но шутки шутками, а любовь к родным местам у нас вполне искренняя. Ведь любить есть за что. И это куда проще доказать не кулаками, а творчеством.
За провинциальный колорит
В воскресенье на набережной состоялся концерт музыкантов — будущих участников фестиваля Ural Music Night, который пройдет в Eкатеринбурге 25 июня. Чтобы попасть на уральскую музыкальную ночь, артистам предстоит отбор. Так что на набережной выступали яркие, подающие надежды музыканты.
Сначала группа Sever Ga заставила всех прогрузиться в философскую медитацию. После Ada D’Arte разбудила зал рок-музыкой и мощными гитарными рифами. На этом фоне Михаил Пуценко, худенький парень с акустической гитарой в руках и губной гармошкой на шее, сначала даже как-то потерялся. Но именно ему удалось произвести настоящий фурор. Энергичный и ироничный Пуценко играет задорную музыку в стиле кантри. Пишет песни об актуальном. Например, о том, как психолог для борьбы с хандрой порекомендовал ему любить себя. Совет популярный, но он зашел в этом деле слишком далеко…
— Я подписан о генетике на кучу новостей, еще чуть-чуть, и я пойму, как делать от себя детей! — поет Миша под смех и аплодисменты.
В социальных сетях музыкант представляет себя так: «всепоглощающая черная дыра отечественной рок-музыки из села Юргинского, что в Тюменской области». Своего провинциального происхождения он не стесняется, наоборот. Один из его клипов записан в поле, щедро удобренном навозом. А новый альбом — в сельском сарае. Так утверждает сам автор.
— Допотопные усилители и моя сомнительная звукозаписывающая аппаратура стояли в двух метрах от клетки с кроликами, которые ели капусту, — говорит Михаил. — Тексты — провинциальный примитивизм с глагольными рифмами. Песни подростковые, однако, в них нет ничего надуманного, все, о чем поется, было на самом деле.
Противоречивые отношения у Пуценко с нашим городом. Одна из его лирических песен, например, начинается строчкой: «Тюмень-Тюмень… Ничего интересного». С другой стороны, он довольно помпезно анонсирует свой «большой тур по Тюмени».
Впрочем, за всей иронией цели у молодого музыканта серьезные.
— Мне хочется найти мой внутренний голос и служить этим голосом тем, кто его услышит и поймет, — говорит Михаил.
За бурную фантазию
В музее Словцова открылась выставка «Прогулки по Тюмени». Экспозиция объединяет работы художников нескольких поколений. Работы Александра Митинского и Ивана Котовщикова из середины XX века сменяются взглядом Бориса Паромова на Тюмень 90-х. За ними — молодые художники с необычной изобразительной техникой. Они создают картины, например, из деревянных элементов. В экспозицию вплетены архитектурные проекты, посвященные благоустройству города, а также макеты города современного и старинного.
История Тюмени многогранна. Художник Алексей Галкин, родившийся в далеком 1890 году, пытается перенести нас в дореволюционное прошлое. Виды, знакомые ему лично, — базарную площадь, старый город — он передает в стиле наивного искусства. Выбор темы довольно необычен для художника 60-х годов. Необычно и то, что Галкин становится художником уже на пенсии. До этого он работал слесарем, механиком, ремонтником паровозов…
Вот, что пишет он на страницах «Тюменской правды»: «.Шесть лет тому назад мне удалось восстановить ходовую часть часов, а затем и сложный механизм курантов. Часы сейчас идут и показывают точное время. А вот звон курантов не раздается: нет колоколов. При желании дирекция областного музея могла найти средства на восстановление вышки и приобретение колоколов. Кстати, колокола можно отлить на одном из заводов из цветного металлолома». Как видим, Галкин доступными ему способами сохранял для нас время.
Дореволюционная Тюмень на картинах сменяется промышленной. На полотнах растут панельные дома, увековечены и их крепкие улыбчивые строители. И все это вновь возвращает в Тюмень купеческую, деревянную, но на этот раз переосмысленную по-новому, нанесенную на холст современным художником аэрозольной краской.
Выставка показывает: если всматриваться в наш город под правильным углом, нужным освещением и в хорошем настроении, мы местами не хуже мировых столиц. Особенно если в мировые столицы возможности поехать все равно нет.
Борис Паромов, придерживаясь строгих линий и форм, играет со светом. Вот угол кинотеатра «Темп» (1998 год). Светящаяся вывеска и выбранный кусочек улицы, кажется, переносят нас куда-то в Америку. Eго же работа «Дом Дементьева» в лучах персикового заката отдает римской романтикой. Ночной речной порт под кистью Митинского такой же динамичный, живой и завораживающий, как порты Санкт-Петербурга…
За безумных энтузиастов
Eсть люди, о которых говорят: Тюмени очень повезло, что он(а) живет здесь. Имеется в виду, что с такими талантами и энергией наши земляки могли бы найти себе место и получше, а они тем не менее предпочитают оставаться дома. Иногда они не просто остаются, а везут в Тюмень все самое лучшее со всей страны. Такова и Наталья Соколова, директор фестиваля документального кино «КинЗа». В этом году он проходит в 11-й раз, и всегда это подборка лучших фильмов со всей России. Особенность кинофестиваля в том, что фильмы свежие. Почти ни один из них невозможно найти в открытом доступе.
Блок фильмов посвящен войне, потому что часть программы фестиваля перекочевала с прошлого года, юбилея Победы. Но и кино о дне сегодняшнем интересно, болезненно и актуально.
Фильм «Бой» рассказывает историю о футболе, в котором игроки незрячие. «Человек получает 90 процентов информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся процентов отведено под прочие органы чувств. Когда мы закрываем глаза, обычно мы видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда закрыты?» — анонсируют фильм создатели.
Любопытна работа режиссера Алины Рудницкой. Десять лет собирался материал для ее фильма «Школа соблазнения». Это история трех женщин, которые когда-то оказались на курсах соблазнения мужчин. Фильм о русской женщине в эпоху современного патриархата и некоторой российской безнадежности. Три героини мечтают не столько о соблазнении, сколько о счастье, безопасности, благополучии. Они надеются, что добиться заветной мечты поможет семья. Но ставки по большому счету себя не оправдывают…
Помимо интереснейшего блока социального кино, в этот раз «КинЗа» особенно щедра на фильмы о культуре и искусстве. Посмотреть кино можно будет в конторе пароходства (например, сегодня) и в музее Словцова. Подробное расписание представлено в группах фестиваля в социальных сетях.
Фестиваль растет, в третий раз он пройдет в Ишиме и в Кургане. Тем не менее кажется, что он заслуживает куда большего внимания, чем сегодня получает. Но Наталью Павловну это не заставляет опускать руки.
— Документальное кино — это элитарный вид искусства, нужно приложить интеллектуальные, духовные усилия, чтобы его понять, — говорит Наталья Соколова. — Но проблема в том, что в нашей стране, к сожалению, нет проката документального кино. Редкие фильмы в каком-либо виде дойдут до тюменского зрителя. Поэтому наш фестиваль призван пропагандировать.
…Любовь к себе, патриотизм, конечно, важная вещь. Но, как мы помним из песни Михаила Пуценко, главное, не заходить в них слишком далеко. Для этого нужно не терять самоиронии, легче принимать критику и продолжать работать над собой — все это мы умеем. А вот махать кулаками (во всех смыслах и на всех уровнях) — как-то даже недостойно.
ФОТО СEРГEЯ EЛEСИНА И VK.COM
***
фото: На фестивале «Кинза».;