X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Праздник родом из девяностых

В социальных сетях о празднике 12 июня встречаются противоречивые высказывания.

Кое-кто до сих пор скорбит о развале СССР. Другие вспоминают, что вообще-то праздник называется День независимости России, и это торжество свободы и демократии. А третьи присылают друзьям картинки с краснощекими женщинами в кокошниках. Для них День России — момент погружения в глубинную культуру народа.

Но праздник действительно появился в 1992 году. Eго корни там, в этих самых лихих девяностых. И творческие люди нашего города вспомнили, что это были за годы.

Мечты о далеком 2020-м

В «Никто не спит» в субботу смотрели фильм «Кандидатка в президенты» о Галине Старовойтовой, советнике президента Eльцина.

Галина Старовойтова в фильме предстает перед нами сильной женщиной и бескомпромиссным политиком, не боящимся открыто выражать несогласие с соратниками и даже с президентом. Она не старается нравиться и закономерно не нравится почти никому. Eе тон, ее дерзость, несвойственная женщинам, смущают и раздражают. Она продвигала идеи слишком смелые даже по сегодняшним меркам: о равенстве полов, квотах в правительстве, борьбе с сексизмом.

Но в фильме вспоминают и другое — ее попытки не допустить войны в Чечне, законопроекты о временной люстрации активных сторонников тоталитарного режима. Впрочем, даже ее соратники говорили, что выбранные ею меры слишком жесткие. Сегодня, правда, они говорят иначе. Говорят, что будь тогда принята люстрация, это заставило бы нас не столько ограничить чей-то допуск к власти, сколько вглядеться в свою историю. Столкнуло бы нас с проблемой, заставило бы дискутировать. Разобраться, кто действительно виноват, кто был жертвой и как нам с этим жить дальше. Впрочем, некоторые эксперты до сих пор уверены, если бы закон о люстрации был принят, это привело бы к большим возмущениям в обществе, а может быть, к гражданской войне.

Как было бы, нам не узнать, и авторы фильма не подталкивают нас ни к одному из мнений. В фильме использована старая запись, на которой Старовойтова вспоминает свой спор с французским политиком, который сказал: «Когда Россия переживет кризис девяностых, она обгонит экономику США. Судите сами: столько ресурсов, такие образованные люди. Все, что вас сдерживало от экономического роста, — это система. В 2000 году вы обгоните Америку!» Старовойтова посмеялась. Eй перспектива стать первой экономикой мира к 2000 году показалась нереалистичной. Она была уверена, что Россия станет такой к 2020-му.

А Анна все еще поет

Одно из важных достижений девяностых — открытые архивы. Эскиз спектакля «Анна поет» по одноименной пьесе Натальи Ключаре- вой показали на малой сцене драматического театра 15 июня. Это один из участников проекта «Авторская сцена», который предлагает площадку для современных драматургов. Пьеса основана на реальных событиях. Во многом ее создание стало возможным благодаря открытым архивам с документами о политических репрессиях.

Спектакль рассказывает о молодых влюбленных. Девушке снятся призраки: красивая женщина шагает по заснеженной набережной, ее ноги в легких туфельках тонут в сугробах, за ней идет грузный мужчина в кожаной куртке. Девушка вдруг понимает — ей снится жертва и ее палач. И они навеки связаны друг с другом. Призраки никак не отпускают героиню. Позже она узнает, почему. Женщина, приснившаяся ей, — это родственница, расстрелянная в 1937 году. А мужчина — дед ее возлюбленного, чья подпись стоит под приговором.

История написана легко, и по большей части она вовсе не про ужасы репрессий, а про любовь и всепобеждающую жизнь. Даже призраки прошлого — это символы жизни. Вот Анна, в честь которой назвали пьесу, по сюжету когда-то была женой следователя. Сначала тот сам обрекал других на смерть, а потом стал жертвой репрессий — это частая история. Ключарева даже вкладывает в уста одного своего героя вывод: мы все жертвы. Ведь чтобы стать палачом, нужно убить не только другого, для начала нужно убить в себе человека. И довольно страшно представить, что думает такой убийца (делал ли он это из убеждений, из страха, из глупости, из расчета), когда и сам оказывается у расстрельной ямы.

Но Анна такая любящая, такая живая, что не умирает, даже когда ее хоронят в овраге с другими расстрелянными. Некоторым до сих пор слышится, будто кто-то поет из-под земли. И она будет петь, пока ее не похоронят по-человечески. Eе призрак, как и другие призраки прошлого, будет преследовать и тревожить. Даже если мы не можем их увидеть и не можем понять причину нашей тревоги.

Заканчивается спектакль такими словами: «Когда я была молодой, я задавалась вопросом: может ли это повториться? Теперь меня волнует другой вопрос: что сделать, чтобы это наконец закончилось? Но у меня нет ответа».

Нам хватит

В выходные на набережной состоялся долгожданный фестиваль авторской песни имени Старченкова.

Вообще фестиваль называется «Зимний бардовский», но пандемия потребовала изменений. Гости из Москвы и Томска, музыканты и исполнители Роман Ланкин и Андрей Козловский, часто шутят по поводу нашей «зимней» погоды. Смешно! Ведь жара такая, что зрители ищут любую тень, но на набережной ей взяться неоткуда. Тогда некоторые прибегают к креативным решениям. Они снимают медицинскую маску с носа и натягивают ее на макушку, надеясь хоть так защититься от солнечного удара.

Томиться на жаре есть ради чего, ведь музыканты приехали из Нижневартовска, Eкатеринбурга, Барнаула, Омска, Москвы и других городов страны. Тексты пишут разные. От забавных колыбельных до остросоциальных проблем и истории войны.

Появляются умиляющие всех семейные коллективы. Мать и сын — Варвара и Петр Луговских — из Магнитогорска получают не только премию лауреата, но и подарок от совета отцов за свой семейный дуэт.

Даша Сотская

Но большинство наград забирают все-таки тюменские исполнители. К слову, лауреаты нашего фестиваля автоматически проходят во второй тур Грушинского, который состоится через две недели.

Те, кто бывают на такого рода фестивалях, знают, что на них царит чувство поддержки, искренность без пафоса и умение посмеяться даже над грустным. Это и предлагает нам Андрей Козловский, вспоминая свою историю. В восьмидесятые он отправился строить трубопровод в один из северных поселков. Работа была тяжелая, но деньги, по его воспоминаниям, не помещались в карманах. На большой земле он считался даже богатым, складывал сбережения на книжку, планировал купить квартиру в столице. А потом случился дефолт.

— Я купил на все свои сбережения шесть пачек сигарет, — вспоминает Козловский. — С удовольствием затянулся одной и… успокоился. В это время родилась моя песня «Нам хватит».

Суть текста проста. Пока есть вода и заварка, а главное, близкие люди, которые приходят к нам на чай, все не так уж плохо.

«…И все мы поймем, помогая подняться уставшим.

Так что нам кроить и делиться на наших и ваших?

Пускай по счетам нам никто ничего не заплатит…

Нам хватит!»

***
фото: Зрители прячутся от солнца ;;Андрей Козловский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта