Как дома с Камышинской исчезают
Мне кажется, что еще пару дней назад на пустыре на улице Камышинской стоял дом.
Но я хожу по этой улице не так часто и поэтому сомневаюсь. Сейчас, по крайней мере, от дома не осталось и следа, даже мусора. Так что ищу его на гугл-картах — и нахожу. Действительно, было кирпичное здание под номером 10, до последнего в нем располагался небольшой продуктовый магазин. К слову, международная экологическая программа ООН предлагает такие магазинчики у домов поддерживать. Это помогает местным предпринимателям, к тому же сетевые продуктовые крайне небрежно обращаются с товаром (берут всегда сверх того, что могут продать), а вот частники куда более разумны и экологически безвредны. Но этот конкретный магазин мы не уберегли, его будто ветром сдуло.
И ведь не его одного! На Камышинской в начале месяца снесли двухэтажный деревянный дом на углу с улицей Крупской.
Свет на эти исчезновения пролили в городском имущественном казначействе. Там рассказали, что снесут еще один дом и на этом пока остановятся. Следующим под снос назначен дом номер 6. Он деревянный, с резьбой по фасаду, с наличниками на окнах, мезонином и даже небольшими куполами. Сейчас земельный участок изъят «для муниципальных нужд».
— Здание исторической ценности не имеет, это новодел, — объясняет Вадим Шитов, реставратор. — Хозяин построил его не по архитектурным канонам, а по своему вкусу.
Но дом тем не менее украшает улицу. Хотя теперь, вероятно, стоит сказать украшал.
По всей видимости, здесь освобождается место для большегрузного транспорта, которым будут вывозить мусор и кирпич при сносе 16-этажного долгостроя на улице Герцена. Но и потом свободная площадь не пропадет. По плану в постановлении администрации города Тюмени N 83 от 13 июня 2018 года предусматривается увеличение зоны улично-дорожной сети и организация парковочных мест.
Жаль, небольшая улица Камышинская богата симпатичными домами, здесь есть и три памятника архитектуры.
На углу улиц Камышинской и Орловской стоит здание ресторана «Банковский клуб» (Камышинская, 19) — дом крестьянина Перемотина. Этот двухэтажный каменный дом построен в начале XX века, с точки зрения архитектуры он интересен тем, что имитирует деревянные постройки. Дом в хорошем состоянии, ему повезло найти хороших хозяев. Но на другой стороне улицы располагается менее везучий памятник.
Жемчужина тюменского деревянного зодчества и украшение всего района — дом N 2б принадлежал купчихе Козловой, а позже перешел во владение купца, благотворителя и служащего Тюменской городской думы Андрея Аверкиева. Андрей Аверкиев держал в городе собственный магазин, был директором общественного банка, председательствовал в совете женской гимназии и вел активную общественную жизнь. Но о его судьбе и его семье после революции почти ничего не известно. Говорят, что на Текутьевском кладбище есть усыпальница Аверкиевых, но она до того разрушена, что прочитать, кто там упокоился, невозможно. Я вспоминаю эту легенду, когда вглядываюсь в каменную табличку на доме. Она такая старая, что разобрать на ней слова тоже нельзя, видно только «XIX века».
Пока я фотографирую здание на телефон, ко мне подъезжает мужчина на велосипеде. Разойтись на тесной дороге нам тяжело, поэтому ему приходится притормозить.
— Нравится дом? — интересуется он. — Мне тоже. Жаль, снесут.
Я заверяю, что это невозможно, ведь дом имеет охранный статус.
— Ну, если не снесут, значит, сгорит. Или просто развалится. Вы сами- то на него посмотрите!
Да, дом настолько же красив, насколько нуждается в реставрации. По официальным данным, общий процент утрат дома — 55. В позапрошлом году приезжал архитектор из Пензы: дому были назначены (и оплачены из городского бюджета) научно-проектные работы второй категории сложности. Всего категорий три. Третья подразумевает даже анализ материалов, из которых сделан дом, в лабораториях. Вторая менее глубокая, но тоже требует полноценного изучения здания и рекомендаций по его восстановлению. Но рекомендации — это еще далеко не реставрация. И между проектными работами и реальными изменениями могут пройти годы.
За то, что архитектурный памятник до сих стоит, возможно, нужно благодарить его соседей. Во дворе дома Аверкиева располагается каменное здание с адресом — улица Самарская, 15. Официально дом якобы появился в 1918 году, но знатоки утверждают, что он здесь с конца XIX века. За это время в кирпичном доме размещались конюшня, фабрика и коммуна. Сейчас жилые помещения. Двор открыт, и в нем довольно уютно. Несмотря на отсутствие каких-либо удобств, даже канализации, здесь живут люди аккуратные и заботливые. Говорят, что именно они охраняют памятник от возможных поджогов и разграбления — это похоже на правду.
Впрочем, скоро и этих хранителей дома должны расселить, по плану это случится в 2025 году.
При этом сам дом на Самарской, 15, на удачу, сносить не собираются. Недавно на него обратил внимание глава города, и координационный совет решил сохранить шесть домов, не носящих звания памятника архитектуры, но имеющих либо художественную, либо историческую ценность. Самарская, 15 попала в этот небольшой список.
.В общем, улица Камышинская нуждается во внимании. И не столько в парковках и широкой дорожной части, сколько в нормальных пешеходных и велодорожках. Ведь эта красивая улица в самом центре города вполне может претендовать на звание туристической. Но для этого нужно сохранить самобытные дома.
***
фото: Руины на улице Камышинской уже убрали ;Дом крестьянина Перемотина ;Дом Андрея Аверкиева.
Наталья
Добрый день.. к сожалению мы также ходим 15 лет по всем учреждениям администрации г.Тюмени и от нас все отписываются .. я собственник Чехова ( бывшая камышинская ) нам нарисовали красную линию и три зоны нарисовали разные на участке.. и дом который загадочным образом сгорел этой зимой стоял в зоне общественного пользования .. хотя он в собственности ( так в 2008 году архитектор новый решил эту зону в общественную сделать) а сейчас переименовали под 9- им этажное строение.. но мы не просили .. и мы не одни такие там .. раньше дома на 2-3 хозяев были .. многие давно умерли .. а доли остались у живых.. и как с нами решить вопрос никто не знает .. и не хочет .. суды также говорят решайте сами кому иск предъявлять чтобы доли свои выделить .. никто не хочет брать ответственность на себя за решения этого вопроса