О футболе со всей страстью
Владимир Орел, народный артист России, председатель тюменского отделения Союза театральных деятелей, почти полвека на сцене, из них 44 года — в тюменском театре. Но стаж футбольного болельщика у него еще больше.
— Владимир Васильевич, вы, наверное, с завистью смотрите на нынешних мальчишек. У них столько возможностей…
— Нынче все грамотно, технично, по правилам. Мы же просто играли. Я рос на Украине под Киевом, там футбол обожествляли. Только закончатся уроки, прозвенит звонок, хватаешь портфель и бежишь за село. Там пасутся коровы. Увидят, что несется такая орава, мычат недовольно и уходят подальше. А мы ставим тычки вместо ворот, делимся на команды и гоняем мяч до самого вечера. Мяч у нас был старенький на шнуровке. Ни бутс, ни кроссовок никто тогда в глаза не видел, даже кеды были проблемой. Часто босиком играли. Однажды к нам приехал отдыхать мальчик, который занимался в спортивной школе при киевском «Динамо». Для нас он был звездой, профи. Мы слушали его рассказы разинув рты. Он объяснил нам правила, учил ударам, обводке.
В ракетно-зенитной дивизии, где я служил, мы устраивали матчи между ротами. Парень я тогда был спортивный, хорошо стрелял, подтягивался, делал подъем-переворот, бегал на три километра, быстрее всех проходил соточку. Только гранату бросал средне. Но по совокупности дисциплин стал чемпионом боевого дивизиона по многоборью. За нас играл перворазрядник, который выступал за пятигорский «Машук». Он здорово нашу команду усиливал. С удовольствием встретился бы с ним сейчас, посидели бы, повспоминали. Летом поеду в Пятигорск, может, получится его найти.
— Работа в театре отнимает много времени. Наверное, артистам уже не до футбола?
— Одна игра другой не мешает. Когда работал в первом своем театре в Луганске, ворошиловградская «Заря» в 1972 году стала чемпионом СССР. Как я переживал, если время спектакля и матча совпадали! У нас все руководство театра, все незанятые актеры шли на футбол. А как мы радовались, когда пять игроков «Зари» за победу в чемпионате получили по госцене новенькие «жигули»!
Футбольная команда была и в Томском театре, где работал с 1975 по 1977 год. А в Тюмени меня сразу определили в спортивный сектор профкома. Когда приезжали на гастроли, договаривался с коллегами о товарищеских встречах. Хорошо помню игру с актерами Днепропетровского театра оперы и балета, которые, как и мы, гастролировали в Волгограде. Было это 20 июля 1980 года.
— Так хорошо запомнили дату. Почему?
— Во-первых, потому, что мы им здорово проиграли. А во-вторых, накануне у двух актеров нашего театра был день рожденья. Я ходил и уговаривал: только не пейте, игра завтра же. Они кивали, но только я отворачивался… А жара стояла жуткая, под 40 градусов. Когда мы вышли на поле, отмечавшим день рождения было очень тяжело. Зато танцовщики, стройные, высокие, порхали по площадке. В результате вкатили нам 5:1. Eще и на стадион приехали со своим оркестром. Как только забивали гол, музыканты играли туш. Но в 1981 году на гастролях в Киеве мы все-таки взяли у них реванш. Команда у нас уже была другая. Мы договорились провести встречу на тренировочном поле киевского «Динамо». Нам поставили условие: никаких бутс. А у нас их и не было. Наших обидчиков мы одолели 4:0. Правда, без оркестра.
— Помните ли вы матч Аргентина — Ямайка на чемпионате мира 1998 года, закончившийся разгромом 5:0?
— Скорее, помню песню группы «Чайф»: «Какая боль.» Я всегда болел за киевский «Динамо», когда-то это был самый титулованный клуб в СССР, сборная страны тогда почти полностью состояла из динамовцев. За 17 лет, пока их тренировали Валерий Лобановский и Олег Базилевич, «Динамо» не раз становился чемпионом СССР, дважды выиграл европейский Кубок кубков. А в 1975 году вышел в финал европейского Суперкубка.
За золото сражались с мюнхенской «Баварией». Какая это была игра! В середине второго тайма Олег Блохин троих обходит и забивает решающий мяч! На ответной игре в Киеве Блохин снова делает всю игру — забивает два гола. До сих пор помню его блестящий проход через все поле почти от своих ворот до штрафной «Баварии». Сейчас, к сожалению, о киевском «Динамо» и вовсе ничего не слышно, как они выступают, не знаю.
— За ходом европейского чемпионата следите?
— Конечно. В субботу был шикарный матч: команде Фернанду Сантуша после победы над Венгрией нужно было взять три очка, чтобы обеспечить место в плей-офф. Но немцы настроились и разобрались-таки с Роналду. А португальцы два гола на флангах пропустили. Как так можно?! А сборная Франции, чемпионы мира, чуть не проиграли Венгрии. Венгры играли с такой самоотдачей. И сыграли вничью — 1:1. А Украина? Сначала проигрывали Голландии вчистую 2:0, никто от них ничего уже и не ожидал. А потом один великолепный гол забили, второй! Третий, правда, пропустили, в итоге 2:3, но сражались до последнего. В этом чемпионате сплошные неожиданности. Может, и наши еще разыграются. Хотя первая игра на Eвро-2021 с Бельгией была какой-то беззубой. Все как в замедленной съемке. В театре это называется играть с холодным носом. По результатам первых двух игр я, к сожалению, не очень верю, что выйдем в плей-офф. Это будет чудом.
— Были ли вы в ситуациях, когда вас экстренно вводили в спектакль, как футболистов выпускают на замену?
— Меня, слава богу, редко бросали на замену. Всегда играл в основном составе. Вводиться в готовый спектакль тяжело. Там каждая деталь, мизансцена репетируются несколько месяцев. Замена, как правило, получается слабее. Поэтому не люблю вводы. Но театр все-таки нельзя сравнивать с футболом. Тренер меняет игрока совсем по другому принципу. Там замена — тактическое решение. В театре посреди спектакля замену не сделаешь. Но главное — и на сцене, и на поле играть с полной самоотдачей.
***
фото: Владимир Орел.