Одобрено: мин нет. А польза есть
Кажется, что на вопрос, как накормить весь мир, нет ответа, он подобен мечтам о вечном двигателе и мире во всем мире. Но волонтеры социального проекта «Одобрено» вполне реально настроены на решение проблемы.
По их мнению, всех голодающих спасет фудшеринг — практика рационального распределения продуктов. Во многих странах она уже распространилась, но в России из-за особенностей налоговой системы передавать еду на благотворительность невыгодно. Но пандемия изменила ситуацию.
— С начала пандемии мы помогли продуктовыми наборами шести с половиной миллионам нуждающихся. Тогда средства на это мы собрали через сайт мывместе.рф, где каждый желающий мог оплатить продуктовый набор, который в дальнейшем передавался фондом продовольствия «Русь». Всего собрано больше 1,8 миллиарда рублей. И тогда многие продукты передавали производители и магазины, — рассказывает Дарья Гаврина, пресс-секретарь ассоциации волонтерских центров. — Сегодня производится так много еды, что рестораны, кафе и магазины не успевают ее реализовать, а люди не успевают съесть то, что купили. Eжегодно в России выбрасываются миллионы тонн еды, чаще всего еще пригодной к употреблению! А в нашей стране около двадцати миллионов бедных.
— Сейчас вы хотите помогать нуждающемся исключительно за счет рационального продуктооборота, без пожертвований?
— Да, объединив силы общества и бизнеса, мы вместе можем с этим справиться. Пандемия изменила отношение людей к взаимопомощи в целом. Нам не нужно ничего придумывать, а только использовать те инструменты, которые мы приобрели благодаря пандемии.
— А просроченную еду из магазинов вы тоже планируете пускать в ход?
— Нет! Наш метод — это сохранение нераспроданных остатков продуктов с неистекшим сроком годности и товаров первой необходимости. Их мы и планируем передавать социально незащищенным гражданам в качестве помощи.
— Как вы хотите заставить людей и организации ответственно подходить к потреблению и утилизации продуктов?
— Наша задача сегодня — привлечь максимальное внимание к проблеме. Заставлять никого не придется: если активные граждане и бизнес совместно с некоммерческими организациями будут внедрять привычки ответственного потребления и ответственного производства, то со временем изменится культура отношения к остаткам еды. Это не так быстро. Но лучшим стартом будет изменение налогового кодекса, чтобы бизнесу было выгодно не утилизировать еду, а передавать на благотворительность.
— И какие изменения в налоговый кодекс вы хотите внести?
— Мы бы хотели внедрить применение единообразного подхода к налогообложению имущества. Также в наших планах разработка мер в части НДС, направленных на снижение стоимости товарной благотворительности. Я говорю об изменениях в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 и пункте 2 статьи 171 НК РФ. После внедрения этих решений бизнес при помощи социально ориентированных НКО сможет не только обеспечить продуктами питания бедных россиян, но и уменьшить вред, наносимый экологии при утилизации продуктов.
— Насколько разрушительно действие пищевых отходов на природу?
— Смотрите, в России двадцать восемь процентов от всего объема твердых коммунальных отходов — это пищевые отходы, если конкретно в цифрах, то это семнадцать миллионов тонн выброшенной еды в год. Практически весь этот объем попадает на полигоны и свалки, загрязняя почву, воду и воздух. Эти семнадцать миллионов выделяют около двадцати миллионов четырехсот тысяч тонн метана, а это сильный парниковый агент. Среди других выделяемых газов — аммиак, сероводород. Фудшеринг поможет нам значительно снизить количество этих отходов.
— На каком этапе сейчас проект «Одобрено»?
— Мы выпустили документальный фильм про фудшеринг, на официальном сайте проекта идет общественная кампания, где мы уже собрали более восьми с половиной тысяч голосов за инициативу фудшеринга. Мы готовы начать менять жизнь людей к лучшему!