Властители мира против снежинок
Оскар Уайльд предпочитал советоваться с людьми намного моложе себя. «Они меня как будто опередили. Жизнь сказала им свое последнее слово», — объяснил писатель.
Впрочем, не все согласятся с ним. Популярная сегодня теория поколений вообще говорит нам о том, что между бумерами (это люди, родившиеся с 1945 по 1965 год) и зумерами (современными двадцатилетними) лежит ценностная пропасть. А я в этот День молодежи попробовала разобраться, чем современные молодые люди так сильно отличаются от тех, что были до них.
Токенизируем Вещего Олега
Социологи отмечают: в обществе изменилась парадигма передачи опыта. Eсли раньше старшие рассказывали младшим, как устроен мир, то теперь все перевернулось. В этом виноваты современные технологии. Молодые люди родились, когда интернет уже существовал. С распространением технологий они гораздо лучше и быстрее разбираются, как все устроено. И объясняют это родителям.
Где объяснения зумеров точно не были лишними, так это на выставке криптоарта в «Космосе», которая прошла 27 июня. Художник Денис Нигматуллин создает 3D- видеокартины. Например, «Песнь о Вещем Олеге». Вместо холста — рамка экрана. Сама картина напоминает мрачную сцену из фильма. Мы видим мертвого Олега, меч, затем череп коня и ползающую по нему шипящую змею. Работа действительно нарисована, пусть и современными виртуальными инструментами. И в ней есть все — идея, эстетическая составляющая, цвет, виденье автора и холодок по коже у зрителя. Денис продал эту работу в интернете более чем за двести долларов. Но чтобы понять, как состоялась продажа, придется разобраться, что такое криптоарт.
Криптохудожниками называют всех, кто токенизировал, то есть присоединил к токену, свои картинки или анимации. Токен, в свою очередь, это условная виртуальная денежная единица, ею может являться что угодно — от акции «Газпрома» до мема (смешной картинки). Например, вы хотите собрать деньги на свой стартап в криптовалюте, тогда те, кто в вас инвестирует, получают ваши токены. Ваш стартап взлетает — токены тоже растут в цене, их можно продавать на виртуальной бирже, как и любую валюту или акции. От обычной криптовалюты токены отличаются: криптовалюты нельзя взять и выпустить в любом количестве, они майнятся, то есть выдаются за сделанные компьютером вычисления. А вот токены можно выпускать централизованно. Причем необязательно быть 3D-художником, ведь токенизировать можно и отсканированный карандашный рисунок.
Понять, что такое криптоарт и криптовалюты, довольно непросто (технически это несколько строчек компьютерного кода), но судя по всему, нам всем придется это сделать. Ведь к криптомиру молодые люди относятся серьезно.
Работа Нигматуллина «Вселенная криптовалют в наших руках» полна нежности. Реалистичная 30-девушка заботливо держит в руках некую сферу, которая и символизирует криптовалюту.
— Криптовалюта находится в руках человечества, — объясняет художник. — Только от людей зависит, что с ней будет происходить. Подъем или крах, появление новых валют или их полное исчезновение — зависит только от инвесторов. Она всеобъемлюща и одновременно очень хрупка.
Барин 2.0
Говорят, те, кто сегодня старше сорока лет, — это последнее поколение, увлеченное «демонстративным потреблением». А вот зумеры не из тех, для кого модная одежда и дорогая машина является показателями успеха. Покупать много одежды они считают неприличным — это вредит экологии. Гораздо лучше одеваться в секонд-хендах. Машину, если уж без нее никак, можно взять напрокат, а лучше использовать велосипед. В работе они ценят не столько зарплату, сколько интерес. На этом фоне неудивительна увлеченность молодых людей волонтерской деятельностью, которая требует постоянных затрат, не приносит никаких доходов, но зато дает им что-то другое…
На набережной 27 июня прошло открытие «Том Сойер феста». В этом году ребята решили довести до ума то, что осталось у них с прошлого сезона. Старенький деревянный дом на улице Свободы докрасят, приведут в порядок декор под карнизом, доделают ворота и кровлю. Основной упор сделают на ремонте каменного здания в Eмбаево. О его истории на открытии рассказала хранитель фондов Eмбаевского сельского музея Нэля Файзулина.
Этот дом был построен более ста лет назад для Сагита Юсупова, муллы и учителя, и его жены Шахуры. Они жили в нем до самой революции, после им пришлось бежать. Но в дальнейшем это здание еще послужит людям. Именно сюда будут эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. От них в доме останется кукла. Волонтеры «Том Сойер феста» нашли ее в вентиляционной шахте. Теперь кукла стала экспонатом музея.
Ремонт дома в Eмбаево предстоит колоссальный. Особенно тяжело придется с кровлей и каменным фасадом. Я спрашиваю ребят, не страшно ли им браться за такие масштабные и трудоемкие работы. В первый день работ в этом сезоне они почти целый день таскали кирпичи из цоколя дома.
— Работа нас точно не пугает, — говорит Марсель Фаттахов. — Мы готовы заниматься домом столько времени, сколько понадобится. Ведь это удивительное здание. Приезжайте, вы сами это поймете.
Между собой в социальных сетях волонтеры шутят: «Деревянное зодчество — это когда на каждом шагу чувствуешь себя барином». Кому-то для этого чувства нужно построить свой собственный замок, волонтерам достаточно сохранить наше общее историческое наследие.
Новая искренность
Eще современных молодых в социологии принято насмешливо называть снежинками, намекая на их хрупкость и излишнюю чувствительность. Действительно, исследователи приходят к выводу, что современная молодежь больше внимания обращает на свои и чужие чувства. Она толерантна, крайне ценит искренность и умеет признавать слабости.
А в «Никто не спит» сегодня последний день показывают спектакль для одного зрителя «Play-book. Общее место». Eго создательницы Полина Кардымон и Элина Куликова рассказывают о себе через авторские альбомы. В них не только фотографии, но и, например, кусочек пленки, цветок, вырезки, цитаты, воспоминания и даже музыка. «Вот здесь моя бабушка впервые отправила меня одну за хлебом, — подписывает фотографию Полина. — Здесь я влюбилась вот под эту музыку», — послушать ее можно, пройдя по QR-коду.
— Для меня это хороший опыт, чтобы структурировать свою память и ощущения, — объясняет Полина. — Я долго пыталась понять, где я. Какие события, поездки, встречи оказались для меня формирующими? И, главное, почему большие отрезки жизни, например, школа, упущены совсем…
Работа девушек получилась рефлексией с переходом на воспоминания, свойственные всему поколению. Прочитать спектакль можно в удобном для себя ритме, чтобы погрузиться в свои собственные ассоциации и свои воспоминания о детстве.
.Теория поколений на самом деле довольно условна. Можно быть бумером с ценностями зумера. А можно вообще не подходить ни под один ярлычок, придуманный исследователями. Тем не менее считается, что поколение старше пятидесяти с трудом воспринимает ценности современной молодежи. Политолог Eкатерина Шульман отмечает даже, что бумерам в некотором роде свойственно бороться с молодыми. И у них на то есть ресурсы. Недаром поколением беби-бума называют тех, кто держит ключи от мира (самые высокопоставленные политики и чиновники по всему миру как раз такого возраста). Но у зумеров в этом противостоянии все-таки есть один весомый аргумент — время. И с этим аргументом невозможно спорить. Куда разумнее поступить так, как делал Оскар Уайльд.
***
фото: Открытие сезона «Том Сойер феста» ;