Филумизм исполняет желания
Из выставочного зала арт-галереи Rene Reza доносятся бурные обсуждения техники нанесения акриловой краски шприцем. Им вертят так и этак, чтобы получить идеальный результат. И получат — в этом уверен художник Игорь Рязанцев, потому что все правила филумизма соблюдены: игла надломлена, шприц под наклоном.
Чтобы прийти к этой технике (писать картины надломленной иглой), Игорю Рязанцеву потребовалось два года. Он работал над очередной картиной, случайно сломал иглу и заметил, что линии получаются красивее предыдущих.
— Десять лет назад я получил патент на технологию, чтобы потом никто не объявил себя родоначальником филумизма. Меня волнует тема суперсовременного искусства, создание картин с глубокой философией и изюминкой. Филумизм — как раз та техника, которая сохраняет каноны и законы живописи, эти картины наполнены глубоким смыслом. Почему? Потому что здесь изображены мы, люди, и все, что нас окружает. Иными словами, мы связаны с миром единым материальным ковром. Акриловая нить, выдавливаемая из медицинского шприца, кажется частью замысла Всевышнего.
Об этом Игорь Рязанцев и рассказывает на своих мастер-классах «Великий шелковый путь».
Мастер-класс разбит на три блока: знакомство с филумизмом, «экскурсия по Шелковому пути» и написание своих инициалов на картине. Каждый блок занимает тридцать минут.
Впрочем, сначала встреча ничем не отличалась от лекции в университете. Все сидят за партами, отключили телефоны и слушают художника. Я уже приготовилась к скучной беседе (и остальные участники мастер-класса, видимо, тоже), где перескажут какие-то факты из интернета. Но ошиблась. Лекция Игоря Рязанцева построена на личных открытиях в филумизме. Вот первая картина «Зеркало» с изображением дочери художника и первое правило техники — похожесть: филумизм передает индивидуальность человека. На второй картине — городской пейзаж неизвестного города, второе правило — долговечность: картины можно выносить на мороз или жару, мыть губкой с мылом, живопись не пострадает. А все потому что картина состоит из двухсот слоев. Изображения мятой бумаги и чая с лимоном говорят о том, как люди воспринимают окружающий мир, деформируют информацию и выдают желаемое за действительное. За полчаса мы рассмотрели больше пятидесяти картин, в очередной раз убедившись, что все в мире взаимосвязано и что ничего не происходит просто так.
Интереснее становится, когда начинается «экскурсия по Шелковому пути». Игорь Рязанцев разрешает не только смотреть, но даже трогать работы. Только просит не стирать золотую краску, уж очень она дорога художнику. Да и кто бы посмел к ней притронуться: любоваться сусальным золотом в 24 карата четырех цветов (белого, желтого, лунного, зеленого), а еще серебром и медью хочется на расстоянии. Жаль, на золото долговечность филумизма не распространяется.
Одна из знаковых картин Игоря Рязанцева — портрет Григория Распутина. Он написан за три недели, а копия — за полтора года с 26 раза. Копия подарена музею Григория Распутина в селе Покровском.
— Я считал этого исторического персонажа алкоголиком и бабником, а потом посетил музей и узнал, что все его предсказания сбылись. Григорий Eфимович — пророк. Портрет исполняет желания, к нему достаточно прикоснуться.
Уж не знаю, правда ли портрет Григория Eфимовича творит чудеса или нет, но к нему я прикоснулась и желание загадала. А потом попробовала написать свое имя заряженными шприцами. Было сложно, потому что краска не выдавливалась, а линии получались кривыми. Так или иначе, частичку себя я оставила на картине «Шелкового пути».
***
фото: Игорь Рязанцев.