Зритель тянется к истокам
Цветы и растения олицетворяют красоту и совершенство природы. Для людей искусства они являются проводником, инструментом, способным выразить эмоциональное состояние и показать связь с гармоничным миром природы.
Видимо, поэтому в музее Словцова так много арт-объектов, затрагивающих тему природы и ее плодов. Например, выставка «Пряный аромат» художницы Жанны Алиповой.
Цветы на холсте поражают не только мастерством исполнения, но и искусно заложенными ассоциациями, всплывающими в голове зрителя.
Часть работ продолжает начатый ранее цикл художницы «Геометрия цвета», эти картины напоминают кубистическую живопись. Другая же выполнена в смешанной технике без использования кисти, цветы буквально тянутся к вашим глазам. Каждая картина подписана не названием растения, а номером аромата. А память на запахи у человека самая сильная. Поэтому, глядя на распустившиеся алые тюльпаны, вспоминаю слегка медовый пряный аромат и то, как папа на Восьмое марта приносил эти цветы в дом.
Букет из пестрых полевых цветов, пахнущих свежестью и утренней росой, напоминает беззаботные дни в деревне. А тяжелый сладкий аромат сирени рождает воспоминания о теплеющих веснах и о том парнишке, что сорвал несколько веточек и подарил мне. И я уверена, что ароматы картин вызовут самые теплые воспоминания у каждого посетителя. Этой насыщенностью образов, заложенных в одной картине, выставка и поражает.
А перед входом в амфитеатр у потолка развешаны цветастые павлопосадские платки, и рядом расставлены жостовские подносы. Подносы эти, тоже расписанные цветами, больше напоминают окна в мир природы. Удивительно, как живо и одновременно декоративно цветы разрастаются по полотну.
Красотою отличаются и платья, коврики и рубахи, изготовленные из крапивы на выставке «Крапивная история». Представляется, как прядильщицы уходили в поля, чтобы нарвать стебли для изготовления одежды. А работать им приходилось много. Чтобы получить 15 граммов волокна из крапивы, требовалось 4,5 килограмма сырья. Но мастерицы умудрялись еще и расшивать рубахи мелкими цветочными узорами. Информация на стенде гласит, что это ремесло было утрачено к концу XIX века, так как появилось огромное количество качественных тканей фабричного производства. Хотя поясные сумки из крапивы, выполненные в той же технике, пользуются большим спросом. Эдакое современное воплощение былого ремесла.
— Природа и все, что с ней связано, — это вечный источник вдохновения творцов всех времен и народов, — рассказывает искусствовед Федор Рубцов. — Это обусловлено. Сколько бы ни говорили, что человек отделился от природы, он все равно хранит в себе значительную ее часть. Поэтому такие работы всегда будут отзываться в зрителе, ведь нас подсознательно тянет к тому, что будто вынули из нас и излили в той или иной форме искусства.