Мартлет распахнула крылья
Профессия швеи в нашем городе скоро… вымрет, считает хозяйка студии текстильного дизайна «Мартлет.» Лилия Пергаева.
Будьте уверены, что найдутся люди, которые поспешат опровергнуть данное утверждение (я проверила, прежде чем написать этот текст). Они расскажут нам о востребованности профессии на современном рынке, высоких зарплатах и крупных заказах. Прекрасные условия, не может быть такого, чтобы люди не хотели работать швеями! Лилия Пергаева говорит: «Даже профессиональные швеи с огромным опытом отлынивают от работы».
— Они хотят быть операционщицами в массовке на производстве. Что это значит? Кто-то отвечает за раскрой ткани, кто-то жмет на педали и обрабатывает детали, а кто-то их собирает. А мы шьем шторы, работаем с объемными тканями. Одна швея должна знать технологию пошива: определять лицевую сторону будущей шторы (это сделать не так просто, потому что ткань часто бывает двусторонней), правильно раскроить, учитывая направление орнамента, обработать и зафиксировать шторную ленту.
Сейчас в «Мартлете», помимо Лилии Пергаевой, шьет шторы 63-летняя Татьяна Николаевна. Заказ они могут выполнить за один день или больше — все зависит от поведения ткани (с натуральными работать проще, с искусственными приходится повозиться).
— Татьяна Николаевна человек другого поколения: работает добросовестно, следит за качеством, любит свое дело. Но, конечно, нам нужны свободные руки! Татьяна Николаевна заболела, я осталась одна. Уже подумывала открыть курсы швейного мастерства, чтобы выпускников брать к себе. Но это еще просто мечты. На днях будет очередное собеседование, надеюсь, что нашу команду пополнит отличный сотрудник. Я родом из Моздока в Северной Осетии, — продолжает рассказ Лилия. — После девятого класса поступила в училище на швею-мотористку. Знала, что пойду работать на гардинную фабрику. Через три года получила диплом с отличием, хотела продолжить обучение на модельера-закройщика или дизайнера. Папа сказал: «Хватит учиться, иди работать». А куда? Гардинная фабрика к тому времени уже развалилась.
Люди организовывали частные предприятия по штамповке штор. Они покупали оборудование и набирали швей. Шторы были одного цвета и размера.
— На частное предприятие я работать не пошла. Папа купил мне китайский оверлок, я шила сама, мы возили шторы в Курган и продавали. Моздок славился прекрасными шторами, поэтому на базаре их раскупали быстро. Пошить — это одно, а зазвать покупателей — другое. Резво говорила: «Здравствуйте! Смотрите, какие шторы, два на два, возьмите! Вам какую рюшечку: красную или зеленую?» Тогда мне было 18 лет. В этом возрасте любовь должна быть, а не шторы.
Так Лилия Пергаева прожила полтора года:
— Мой будущий муж пришел из армии, мы поняли, что у нас обоих нет образования. Я выучилась на педагога дошкольного образования и педагога-психолога. Работала, зарплата была маленькой, уволилась и устроилась на производство. Шить под чьим-то руководством не смогла, вспомнила свои 18 и снова захотела работать на себя.
В Тюмень вместе с семьей Лилия перебралась два года назад, потому что старшей дочери нужно было поступать в университет. А здесь как раз живут родственники.
— Дочь поступила, я нашла оборудование и помещение. Взяла деньги в рассрочку, привели с мужем все в порядок и открылись в феврале прошлого года.
А в марте началась пандемия. Начинающих бизнесменов очень выручили тогда онлайн-заказы из Северной Осетии.
— Было сложно, потому что интерьер квартиры я рассматривала на фотографии. Обычно приходят клиенты на начальной стадии ремонта, тогда я рассказываю, какой нужен карниз; если ниша, то какая глубина. Для электрического карниза нужна проводка. Но бывают заказчики с уже готовым ремонтом. Тогда возникает другая проблема — некуда повесить карниз. Приходится включать мозг и подстраиваться под ситуацию.
Лилия Пергаева мечтает о собственном салоне, куда покупатели будут заходить и растворяться в красоте штор.
— Я верю, что у меня все получится. Студия выжила в пандемию и продолжает активно работать. Она точно распахнет крылья и полетит к успеху, — мечтает Лилия Пергаева.
***
фото: Лилия Пергаева.