X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Школа игры на соробане

Сидит маленький мальчик, перебирает костяшки на счетах. У бабушки, что ли, нашел и играет? А вот и нет! Он занимается ментальной арифметикой. Да и не счеты это вовсе, а соробан.

Ментальная арифметика — это навык счета в уме, а японская версия счетов, соробан (его еще называют абакус), — необходимый для развития этого навыка инструмент. От привычных счетов он отличается тем, что здесь спицы с пятью звеньями расположены вертикально, а горизонтальная перегородка отделяет четыре костяшки в столбцах от пятой. Нижние косточки обозначают единицы, а верхняя считается сразу за пять единиц. Правый столбец на соробане отвечает за единицы, следующий — за десятки, и так далее — сотни, тысячи, десятки тысяч…

О пользе и даже необходимости ментальной арифметики сейчас вещают со всех сторон. Центры дополнительного образования обещают сделать из ребенка чуть ли не сверхчеловека, нестандартно и критически мыслящего, креативного и уверенного в себе. В школе ментальной математики Abacus все парты заняты. Специалист центра Валерий Григорьев рассказал, что обучение здесь ведется в два этапа, по одному году на каждый.

— Сначала ребенок учится работать со счетами. Так развивается мелкая моторика, укрепляются связи между полушариями мозга, ускоряется мышление, формируется усидчивость, развивается концентрация. На первом этапе ребенок учится правильной технике счета на соробане, — рассказывает Валерий Александрович. — Затем, когда ребенок уже готов к образному вычислению, мы переходим к вычислениям в уме, то есть на ментальный счет. Eго основой является визуализация операций, ранее производимых на счетах. Подключив воображение, ребенок считает намного быстрее. Да и в будущем умение производить математические операции с любыми цифрами очень пригодится.

В этой школе на занятия берут деток от пяти лет. Но многие другие центры готовы взять и трехлетних малышей. Зря, считает Григорьев, в три года ребенок не готов. Трехлетний малыш будет просто играть в соробан, не наполняя его никаким смыслом. Да, это будет развивать мелкую моторику, но дать ребенку поиграть со счетами можно и дома.

— Математика в три года — насилие над ребенком, соглашается и педиатр Наталья Горшнева. — Он еще даже цифры не все изучил, а тут его будут нагружать очень тяжелой для него информацией. Из-за этого отложится освоение тех навыков, которые необходимы ему по возрасту. В будущем это чревато проблемами с обучением и нарушением логического мышления, — полагает Горшнева. — Такие курсы стоит давать ребенку только как альтернативу привычной математике, и отдавать на ментальную арифметику лет в восемь-девять. Тогда ребенок будет уметь считать двумя разными способами, и это действительно поможет развитию логического мышления и разовьет креативность.

Заниматься ментальной арифметикой можно и взрослым. Но так как наш мозг уже менее податлив, на обучение может уйти больше времени. А то стыдно как-то, что десятилетний мальчик при мне умножил 26 на 11 меньше чем за минуту, а я потянулась за калькулятором.

ФОТО SCHOOL.EPARK.JP

***
фото: Японские счеты соробан.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта