Инструкторы глядят в оба
Около двух недель назад на практике по вождению ученица автошколы «Формула» врезалась в металлическое ограждение.
— Я читал про эту историю и комментарии в соцсетях, — говорит инструктор автошколы «Центр лидер» Александр Ларионов. — Очевидцев удивило хладнокровие (да-да, они так и писали) инструктора: ученица заплакала, а он адекватно отреагировал на скорый ремонт автомобиля и штраф за порчу городского имущества. А что ему делать? Тоже плакать? Он должен трезво оценивать ситуацию!
Ларионов работает в автошколе два с половиной года. За рулем его автомобиля ученики дважды попадали в ДТП, и оба раза по вине других водителей. Ученик, объясняет инструктор, до получения водительского удостоверения считается кандидатом в водители, поэтому не может быть привлечен к административной ответственности.
— Eсли ребенок разобьет что-то в магазине, виноват будет родитель, потому что он не уследил. То же самое и на дорогах. Кто не успел нажать на дублирующую педаль и не предотвратил аварию? Верно, инструктор. Eсли мой личный автомобиль попадет в ДТП, то даже в протоколе будет указано, что машиной управлял я.
После дорожного происшествия, как и положено, инструктор включает аварийку, устанавливает аварийный знак и вызывает комиссара. На месте заполняют протокол, позже комиссар передает дело в городскую ГИБДД.
— Eсли авария произошла на практическом занятии, то она не влияет на будущее водительское удостоверение ученика. Но влияет, если ДТП случилось на экзамене в ГАИ. Коллега из другой автошколы рассказывал, что его ученица близко подъехала к микроавтобусу и выбила стекло. Экзамен был провален. Инспектор сказал, что на пересдачу с ней не поедет. А в день пересдачи она въехала в забор, другой инспектор ей посоветовал вообще за руль не садиться. Все-таки лучше не рисковать собой и другими участниками дорожного движения.
Штрафы и ремонт ощутимо бьют по карману инструктора. Автошколы ущерб не возмещают.
— Некоторые автошколы работают по договору, мол, ученик попал в ДТП, протокол оформляется на инструктора, но оплатить должны родители. Как я уже говорил, в моей практике было две учебных аварии. Первая на светофоре — в бампер моей машины въехала другая. Вторая аналогичная — водитель на светофоре перепутал газ с тормозом, и тоже пострадал бампер. Казалось бы, кандидаты в водители не виноваты. Их родители предложили разделить расходы пополам. Я отказался, замену бампера оплатила страховая компания.
Спрашиваю, кто будет ответственен за ущерб, нанесенный автомобилю во время практического экзамена в ГАИ. С 1 апреля на переднем сиденье сидит инспектор, он и контролирует движение.
— Я знаю, как человек ездит и реагирует на ситуацию. До изменений правил сдачи экзамена мог вовремя нажать на педаль и затормозить. Теперь за этим следит инспектор, который может упустить момент и допустить столкновение. В страховку моего автомобиля вписаны восемь сотрудников ГИБДД (столько распределено по автошколам), которые будут отвечать за сохранность машины в момент сдачи вождения.
Александр Ларионов уверен, что правила еще будут меняться, возможно, когда-нибудь автошколы начнут выделять (или хотя бы добавлять к зарплате) суммы на починку. А пока инструктору приходится не снимать ног с дублирующих педалей.