Цыганский ансамбль всех перепляшет
Коллектив ансамбля цыганской песни «Милай» знает, что нравится зрителям.
Ирина Кузнецова, солистка и художественный руководитель ансамбля, с детства мечтала стать артисткой.
— У меня цыганские корни, — рассказывает Ирина Кузнецова. — С детства хотела свой ансамбль, петь вживую. Однажды, почти двадцать лет назад, в ресторане, в котором я подрабатывала официанткой, выступал цыганский ансамбль из Eкатеринбурга «Старая Москва». Послушала и поняла, каким должен быть коллектив и как работать. На поиски музыкантов ушло три года. Многие отсеивались на стадии переговоров, потому что верили, что у меня что-то получится. Два гитариста из ресторана предложили поиграть втроем. Мы попробовали, у нас получилось. Через два месяца нашли скрипачку и танцовщицу.
Ансамбль получил название «Милай», с цыганского означает «лето». А через полгода вышел на сцену тогдашнего дворца культуры «Геолог».
— В апреле коллективу исполнилось шестнадцать лет. Вообще, наш ансамбль можно назвать вокально-инструментально-танцевальным, потому что мы и поем под гитары и скрипку, и танцуем. За шестнадцать лет поменялось много музыкантов, обновлялись инструменты и аппаратура. Девушки выходили замуж и рожали детей, кто-то переезжал в другой город.
Сейчас в состав ансамбля входят Ольга Eвдокимова, Ксения Шубина, Анастасия Худякова, Игорь Eвдокимов, Ирина Кузнецова, Александр Соловьев и Ольга Ионова.
Не могу не спросить: участники коллектива принципиально должны быть цыганами?
— Нет, — отвечает Ирина Кузнецова, — потому что найти хороших музыкантов вообще сложно, а тут еще рамки в виде определенной национальности. Но танцовщицы должны быть внешне похожи на цыганок. Хотя и это не всегда удается.
Музыканты и танцоры с цыганской культурой знакомы, потому что «Милай» часто выступает в таборах и дружит с другими цыганскими коллективами.
Все знают, что цыгане любят петь и танцевать, но профессионально этому мало кто учится.
— Бытовые цыганские песни и танцы очень отличаются от сценических, — объясняет солист и гитарист Александр Соловьев. — Для песен нужно поставить голос и дыхание. Таборные танцы направлены на то, чтобы себя показать и на других посмотреть. Логика и широта движений отсутствуют, потому что танцуют от души или соревнуются, кто кого перепляшет.
Танцовщицы знают, что поднимать юбку выше коленей нельзя, это считается неприличным. А юбки у них широкие, потому что одним махом нужно заслонить всю сцену.
— В древности у цыган не было денег на новые юбки, поэтому оборками подшивали старые. Поднимешь ее, а она сомкнется над головой, — говорит Ирина Кузнецова. — Под юбку рекомендуется надевать подъюбник ниже колена или лосины.
Грудь и плечи (до локтя) тоже прикрыты.
Недавно читала в интернете, что женщинам нельзя касаться мужчины подолом юбки. Александр Соловьев подтверждает, что это на самом деле так.
— Раньше из-за этого даже из табора изгнать могли. Конечно, сейчас все не так серьезно. Бывает, что кто-то да коснется тебя своей юбкой. Но правило все-таки стараемся соблюдать в повседневной и сценической жизни.
Ансамбль «Милай» выступает на частных мероприятиях.
— Мы долго старались интегрироваться в тюменскую сцену и каждый раз слышали, что работаем в слишком узком жанре, — добавляет Соловьев. — Поэтому теперь выступаем на свадьбах и других праздниках.
Но и тут тоже бывают сложности. Бывало, что после выступления у музыкантов… проверяли карманы.
Сейчас такого уже нет — заслужили доверие, говорит Соловьев. Было ли обидно? Тоже нет, потому что цыганское творчество находит отклик у зрителей. После концерта почти каждый подходит и говорит, что лучше этнической музыки ничего нет.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Юбкой можно заслонить всю сцену.