Водитель двухэтажного
Красному двухэтажному экскурсионному автобусу с открытой площадкой все уступают дорогу.
Высота его почти четыре метра — без десяти сантиметров. И хорошо, что без, иначе не проехать.
Под старыми мостовыми конструкциями или надземными пешеходными переходами экскурсии и не проводят; но повсюду поперек проезжей части натянуты провода и рекламные баннеры. Опасность таится и в кронах деревьев, которые растут слишком близко. Из-за них двухэтажный автобус крайне редко едет по правому ряду или выделенной полосе.
С разворотами на узких улицах тоже проблема. Маршрут строят так, чтобы выбирать магистрали пошире, лучше четырехполосные — улицы Малыгина, Мельникайте, Республики. Экскурсионный маршрут к этим требованиям приспособить легко. Во время движения есть что показать гостям города.
Eще одна особенность двухэтажного автобуса — скорость. То есть ее отсутствие. По городу он передвигается со скоростью не шестьдесят километров в час, а двадцать-тридцать. Тут водителю нужны железные нервы и особый склад характера. Вот Артему Ламбину, который управляет этим великаном почти четыре года, неспешность нравится.
— Тот же автобус, только выше и парусность больше, — говорит Артем. — Поэтому при сильном ветре мы не ездим. Все потихонечку. Спокойно. Не торопясь.
Пробками на дорогах в часы пик Артема не удивишь. Eздил он в городах и побольше.
— Когда меня пугали, что в Тюмени бывают пробки, мне даже немного смешно стало, — улыбаясь, говорит Артем. — Поверьте, тут не пробки. Мне есть с чем сравнить. Несколько лет работал в Москве. Стоял по два — два с половиной часа на МКАДе, на третьем транспортном кольце, на шоссе Энтузиастов, на Садовой. После Москвы тюменские пробки меня не бесят.
Хотя у тех водителей, которые едут или стоят рядом с ним, иногда сдают нервы. Начинают сигналить. Мол, давай быстрее, что плетешься…
— Я не любитель гонять даже на своей машине, — говорит Артем. — Мне хватает скорости в пределах разрешенных правил. Когда принимали на работу, сразу предупредили: водить экскурсионный автобус — не для тех, кто любит скорость и риск.
Водительский стаж у Артема десять лет. За это время, конечно, были случаи, когда позволял себе превысить и сто километров в час. Но это было на автомагистрали, где разрешено двигаться с такой скоростью.
— Eсли уж сильно хочется погонять, иду на картинг, — признается Ламбин. — Там от души можно порычать, погазовать, виражи заложить. И риск минимальный.
Обязательная часть его нынешней работы — внимательно слушать то, что рассказывает экскурсовод. Вместе они должны действовать слаженно, как музыкальный дуэт.
— Eсли отключить слух и ехать, как нравится, можно проскочить мимо и ничего не увидеть, — объясняет Артем. — Eсли надо, могу ускориться километров до 35. Или, наоборот, замедлиться. Бывает, что группа опаздывает, а время экскурсии расписано по минутам. Тогда вместе с экскурсоводом перестраиваем привычную схему. Актеры в театре играют для зрителей, которые купили билет именно на этот спектакль, а мы подстраиваемся под тех, кто пришел на экскурсию.
За четыре года работы на экскурсионном автобусе тексты гидов он выучил почти наизусть. Знает, о чем будет идти речь через пять-десять минут. Может, сам уже мог бы сказки про Тюмень рассказывать?
— Про сказки, — говорит, — не знаю, но провести небольшую экскурсию могу. Недавно приезжали к нам родственники из Омска, стал для них гидом по Тюмени.
Конечно, привычней было бы за рулем, но роль пешего экскурсовода ему тоже понравилась.
***
фото: Артем Ламбин.