X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Бытие определяет сознание. И торговлю тоже

24 июля — день работника торговли. Накануне этого праздника, пытаясь понять, как изменилась сфера торговли за последнее время, мы задаем вопросы Eлене Eреминой, директору департамента потребительского рынка.

— Вспомним прежние времена, когда был один магазин на километр. Теперь они на каждом углу. И если раньше спрашивали — где? То теперь — зачем нам столько?

— Eсть известный философский закон о переходе количественных изменений в качественные. Как сказали бы в одном детском стихотворении: «Магазины разные нужны, магазины разные важны». Магазин — это не объект сам по себе, это часть товаропроводящей структуры, которая существует в экономике, это способ доведения товаров и услуг до потребителя. Это — лакмусовая бумажка спроса и предложения. Помните, как в конце девяностых начала развиваться торговля на улицах? Почему? Потому, что нам так уж нравилось на холоде, прячась за старым покрывалом, примерять блузку с юбкой, на глазок оценивая качество посадки по фигуре? Конечно, нет. Таким был спрос. За ним последовало предложение. Количество торговых центров выросло, потому что изменилась структура сервиса. Появились просторные торговые залы, примерочные кабины, зеркала, можно в тепле и комфорте прикинуть образы, примерить, что понравилось. И тенденции, что мы в обозримом будущем будем меньше покупать, не наблюдается. Число магазинов будет только увеличиваться — продовольственных, сетевего ретейла, мелких предпринимателей, фермерских. До той поры, пока будет в том потребность.

Нынешнее количество магазинов не является для Тюмени предельным. Площадные показатели, что установлены правительством Тюменской области 783 квадратных метра на тысячу населения — чуть меньше стандарта европейских столиц. Там он — тысяча на тысячу. Но у нас ТЦ — не просто место совершения покупок, а место досуга. Такое времяпрепровождение становится одной из характерных черт социального поведения общества.

— Общество потребления, которое прежде мы так бранили, стало реальностью. Это хорошо или плохо?

— Ни хорошо, ни плохо. Это новый этап развития. Мы стали иначе потреблять. Хотя аппетиты потребления иногда пугают. С ними неизбежны экологические проблемы, проблемы переработки отходов. Но и здесь начинают нарабатываться алгоритмы нового потребительского поведения. Скелет того, как нам дальше жить в обществе потребления, сформировался. Торговые центры уже как центры приема вторсырья. Упаковочная пленка, битое стекло, пластик, картон не выбрасываются в мусор, а отправляются на переработку. Пищевые продукты, у которых истек срок реализации, возвращаются производителю. Торговые сети изменили закупочное поведение и, отслеживая продаваемость, формируют объем поставок. Огромные объемы данных, бигдаты позволяют контролировать логистику такого передвижения. Магазины нон-фуд промышленной группы товаров берут на переработку ткани, проводят закупочные акции: сдай мешок старой одежды — получишь скидку на новую. Жду не дождусь момента, когда управляющие компании многоквартирных домов станут принимать от жильцов биоотходы, готовить удобрения и выращивать прекрасные цветники. Так делают во многих европейских городах. Мы стали не только обществом потребления, но и обществом, которое иначе к потреблению относится.

— Многое меняется. Но в торговле есть черты, которые удивительным образом сохраняются многие годы. Например, уличная торговля…

— Человек — существо биосоциальное. Не только анатомически у него есть рудименты и атавизмы, то есть части организма, которые вроде бы не нужны, но присутствуют. То же самое наблюдается и в социальной сфере. Таким рудиментом и атавизмом поведения, не откорректированным сознанием, является несанкционированная уличная торговля. Это серый экономический рынок, с которым трудно бороться, если строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Ситуация складывается так, что часть общества строит правовое государство, а другая говорит: вы стройте, а я тут в сторонке постою и буду делать то, что мне хочется. Но вместе с этой хаотичной, неэстетичной уличной торговлей есть прекрасный стрит-фуд. Темп жизни меняется, мы начинаем больше ценить время — наш главный ресурс — и, совершая импульсную покупку на ходу, сокращаем свои временные затраты. У города есть эффективные инструменты такого развития. Но в тени хорошего обязательно пристраивается то, что похуже. И с этим приходится постоянно бороться.

— Гуляя по Санкт-Петербургу или Сочи, обращаешь внимание на огромное количество всевозможных кофеен и кафешек. Мы до такого количества кафе когда-нибудь дорастем?

— Eсли сравнивать уровень сервиса и качество кухни таких предприятий, то наши дадут фору многим столичным и курортным. При этом количество объектов на улице регулируется исключительно спросом и потребностями горожан и гостей города. Вспомните девяностые годы, когда летнее кафе было синонимом распивочной. Сейчас такое сравнение никому и в голову не приходит. А нарушение тишины на прилегающей к кафе территории — исключение, вызывающее бурную негативную реакцию окружающих. Люди хотят тишины, воспринимают ее как норму, а не громкую музыку по ночам, как раньше. Мы меняемся. Люди уже хотят не пиво потреблять и блатной шансон слушать на улице, а иметь возможность заказать легкий второй завтрак, организовать встречу на деловом обеде, обеденный перерыв с коллегами, ужин с семьей. Культура питания вне дома набирает обороты. Мы идем в рамках мировых тенденций.

— В прошлом году мы максимально приблизились к мировым тенденциям по формату работы еды на вынос и интернет-заказов. Может, придет время, когда продавцы вовсе станут не нужны, все перейдет в режим заказов онлайн?

— Изменение структуры поведения покупательского спроса, очевидно. Спрос на интернет-покупки будет расти и дальше. Товар на интернет- платформах дешевле. Такие сделки, по сути, носят доверительный характер, потребитель должен быть уверен в качестве и содержимом. Многие операторы сейчас даже предлагают примерку, а только потом оплату. В отношении пищи рынки онлайн и оффлайн тоже будут развиваться параллельно, отбирая друг у друга пальму первенства. Но в обозримом будущем интернет не сможет полностью вытеснить реальные магазины.

— Те, кто помнят пустые прилавки, хорошо помнят это пренебрежительное отношение к тем, кто работает в торговле. Но сейчас отношение стало совсем другим…

— Торговля — сфера экономики, которая выполняет социальные функции. Какая еще сфера услуг выдержала удар в пандемию, не сломалась, не перестала работать? Разве справились бы с такой задачей люди, которых когда- то пренебрежительно называли торгашами? Нет. Сейчас в торговле работают люди высочайшей квалификации, которые обрабатывают огромные массивы информации, сопоставимые с астрономическими вычислениями. Бигдаты обрабатывают программы, анализирующие учет продаваемых товаров и структуру потребления. Разработка этих научных изысканий финансируется за счет того, что торговля ставит такие задачи. А используемая повсеместно упаковка, штрих-кодирование — чистой воды высшая математика и химия. Мы уже привыкли, что в кошельке нет реальных денег, что оплату производим картами. И это придумали люди, которые работают на торговлю.

Кроме того, по количеству занятых, торговля и общественное питание — одни из лидеров. В Тюмени почти треть всех работающих, то есть около девяноста тысяч человек, занята в торговле. Сюда же можно прибавить еще и тех, кто трудится в общественном питании и транспортных перевозках. В целом сфера потребительского рынка приносит в бюджет Российской Федерации объем налогов, сопоставимый с доходами от нефтегазовой промышленности.

— Брендом тюменской торговли в советские времена были весы с надписью «Тюмень». Сейчас есть такие бренды?

— Возможно, одного единственного бренда и нет. Так же, как мир политики стал многополярным, так и мир торговли стал многобрендовым. Тюмень у многих ассоциируется со столицей нефтегазового края. Мы послужили перевалочным и организационным пунктом, который позволил выйти стране на огромные темпы освоения месторождений. И все это движение происходило и за счет отлаженной работы продовольственных баз. Любая война и масштабный экономический проект зависят от кухни. Как полопаешь, так и потопаешь. Сколько народу мы за это время прокормили! И это повлияло не только на развитие города, региона, но и страны, и мира в целом. Хотя торговопроводящие структуры, закупочные компании, профессионализм товароведов остались в тени. Тюмень знают, как нефтегазовый край. Но фундамент ее — колоссальная работа людей, связанных с продовольственным снабжением. Фронт без тыла невозможен. Наша способность к развитию и есть главный бренд Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта