X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Правильный водитель Петр Вагин

Давно это было, но врезалось в память. Инспектор остановил водителя, сильно превысившего разрешенный скоростной режим. Вот они сходятся, и нарушитель внезапно начинает декламировать знаменитый отрывок из Гоголя, повествующей о характерной для нашего отечества любви к быстрой езде. Инспектор молчит, видимо, ждет продолжения. Но продолжения нет — нарушитель не доучил классика до конца… А жаль, в том же отрывке есть весьма примечательная мораль.

Но, как написал совсем по другому поводу Марк Твен, опустим занавес сожаления над этой трагической сценой.

Перманентно пребывая за рулем автомобиля в течение нескольких десятилетий, не могу не задумываться над причинами этой любви и ее последствиями. Например, стою в повороте с абсолютно второстепенного проезда на скоростную магистраль, по которой мчится непрерывный поток стальных «снарядов», как сказал бы Гоголь. Пытаюсь высмотреть безопасный для меня и других вариант. А сзади… О, сзади некто в автомобиле нетерпеливо сигналит, и готов, не жалея собственного бампера (и моей жизни тоже!), вытолкнуть меня в тот смертельный поток и занять мое место у поворота. Немало сил душевных и физических требуется, чтобы не поддаться этому нажиму.

— А мне нравится спокойная езда. Но в городском режиме, когда очередной водитель начинает перестраиваться с полосы на полосу, резко меняет потоки движения, и сразу видно, что человек в себе не уверен, торопится, — я не чувствую комфорта от быстрой езды. Кто жизнь познал, тот не спешит.

Сначала мне показалось несколько странным слышать это от Петра Александровича Вагина. Опытного водителя, заместителя главы города, полковника полиции в отставке, кандидата юридических наук. В прошлом — начальника городского УМВД, заместителя министра — начальника полиции Республики Северная Осетия. А он продолжает:

— Конечно, это не ускоряет перемещения из точки «а» в точку «б». Зато убивает все удовольствие, комфорт от движения. Понять, что такое автомобиль, что такое движение, можно только за городом и в длительном путешествии.

— Стало быть, наивно спрашивать вас о любимом виде нарушений ПДД?

— Мой любимый вид нарушений — не нарушать.

— Вам это удается?

— У меня дети ездят на задних сиденьях пристегнутые. Сыну 16 лет, взрослый уже, сидит на заднем сиденье пристегнутый. Это норма жизни, мы ее выработали и как-то уже само собой получается.

Привычка, которая стала правилом. Нет, даже нормой жизни! Кстати, обратите внимание, читатель, — как связались в этой фразе два слова: норма и жизнь. Жизнь, которая устанавливает норму. Норма, которая гарантирует жизнь. И, заметим, без нажима, без ограничений. Может, это и есть свобода выбора? Но оставим логические конструкции, вернемся к жизни.

— У нас была своя «нива», — вспоминает Петр Александрович. — И отец меня учил водить. Учил тому, что он сам понимал под словом «водить»; показывал основы вождения, и я сразу окунулся в мир, где есть человек, которому хочется прокатиться.

— Хочется прокатиться? Как вы себе это представляете?

— Я думаю, что любой подросток, юноша. мужчина, как и я в те годы, мечтал не то чтобы обладать собственным транспортным средством, а просто попробовать — пересесть с велосипеда на автомобиль.. Это придавало определенный статус — что я уже пробовал прокатиться на машине, что в семье есть собственная машина — мерило определенного достатка, уровня семьи. Ну вот я и прокатился на этой «ниве», там, где я родился, — в Кировской области. В первый раз прокатился в 16 лет. «Нива» была хорошим средством передвижения, позволяла преодолевать грунтовые дороги, выезжать в поле и в лес за грибами — универсальный автомобиль.

— И вы начали водить в пределах этого населенного пункта?

— В населенном пункте — нет. Мы выезжали в поле. И вот оно — первое впечатление, когда ты сел за руль, отпустил ручник, выжал сцепление, включил скорость и — газ! А уже потом я учился в Тюменском юридическом институте, где был официальный предмет «автоподготовка». Помню, как на полигоне мне надо было на «уазике» тронуться на горке с ручником, а я с первой попытки не справился…

— Моя первая личная машина — ВАЗ-2106. Это механика, на которой я получил основной опыт вождения и до сих пор считаю, что учиться ездить надо только на механике.

Вагин сидит против меня, и я вижу, как его правая рука как бы переключает скорости, чтобы тронуться с места в гору, когда машина «висит» на ручнике… Те, кто помнит «горбатый мост» у «Стрелы», понимает, о чем я говорю.

— А как же ощущение скорости, ощущение свободы, которое дарит нам автомобиль?

— Это ощущение можно получить, если ты садишься за руль один. Когда не перевозишь семью, детей своих — там другое качество движения. Везешь кого-то — это налагает на тебя особые обязательства. Ответственность и обязывает соблюдать правила. машина — средство передвижения, а не удовольствия, престижа и тому подобного. Больше всего я люблю ездить на длинные расстояния.

— А там — дорога, и она полна неожиданностей?

— Я неоднократно ездил на своей машине на юг — Сочи, Геленджик. Зимой — в Башкортостан, кататься на горных лыжах. Видел трассу зимой и летом. И самое опасное — те вещи, которые не хочется вспоминать. Аварии, свидетелем которых был, фуры, лежащие на обочине, и понимание, что это все сложно было предотвратить. Понимание, что не все на дороге зависит от тебя, а от другого участника. И что движение налагает ответственность не только за себя и за тех, кто в твоей машине, но и за других, движущихся по этой дороге.

— Многие, и, может быть, я в их числе, полагают, что наши водители менее дисциплинированы, чем за границей.

— За границей я ездил только в качестве пассажира, но у меня не возникло ощущения, что там ездят безопаснее. Наоборот, мне показалось, что ездят там более нахально, часто без соблюдения правил, с превышением скоростного режима. Мне кажется, что в России движение более упорядоченное.

— Какое-то время вы работали на Северном Кавказе. Там вы тоже водили машину?

— Да, там у меня был служебный форд-экспловер с целью проверок, контроля, как соблюдаются правила дорожного движения.

— Поговорим об особенностях езды на горных дорогах?

— Там намного больше нарушений, большее количество травмированных, погибших. В том числе и на пешеходных переходах. Это обусловлено особыми горными условиями, погодой и традициями. Так сказать, культурой быстрой езды.

— Культура быстрой езды? Это привычка быстро ездить? Или умение быстро ездить?

— Это манера быстрой езды. А культура в моем понимании — это воспитание участников дорожного движения. А сами дороги на Северном Кавказе очень хорошие. Они в большинстве федеральные и очень хорошо обеспечены.

— Лучше наших?

— Нет, тюменские дороги — лучшие в России. Это официально задокументированный факт. Ну, там климат другой, ниже минус восьми температура не опускается. И зимние покрышки никто не использует, и дороги хорошо сохраняются. Однако серьезные аварии бывают, как и в других субъектах.

Чувствую, что уж слишком гладкое складывается интервью. Прошу рассказать какой-нибудь эпизод.

— Я для вас такой неинтересный собеседник, — как бы сокрушается Вагин. — Нет у меня ярких примеров.

Пытаюсь завести его рассказом о том, как на острове Сан-Мигель ехал через вершину бывшего вулкана: 96 крутых поворотов над облаками.

— Сердце захватывает, — резюмирует Петр Александрович. — Но на Кавказе красоты на горных дорогах нисколько не уступают зарубежным. Северная Осетия — жемчужина Кавказа. Прокатиться по ее дорогам большое удовольствие. Особенно осенью, когда золотые, красные, зеленые краски. Рекомендую — великолепное путешествие. И зимой, когда выпадает много снега — высота более 2000-2500 метров над уровнем моря — красивый вид на горные цепи Кавказского хребта. Но туда специально ездят за горным экстримом. На мотоциклах и внедорожниках выбирают дороги, которые для комфортной езды не приспособлены, куда не добираются обыкновенные водители. И от этого получают еще большее удовольствие.

— А у вас есть мечта — куда бы вы хотели съездить на машине?

— На машине? На Горный Алтай. Это около 2000 километров. Может, в будущем году, когда будет уже попроще с ковидными ограничениями. Осенью отправить детей в школу и в путь.

А где же мораль, обращенная к водителям, не к месту цитирующим Гоголя? Она в том же отрывке из «Птицы-тройки»: «…спицы в колесах смешались в один сплошной круг. Только дрогнула дорога, и вскрикнул в испуге остановившийся пешеход.»

***
фото: Петр Вагин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта