X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Луч солнца на снегу и клиника в кипарисах

Художнику Олегу Федорову довелось служить в армии в северных широтах, там, где на сколько хватает глаз только белый снег и некуда спрятаться от кусачего холода.

Для молодых там, на севере, настоящая тоска. Особенно на дежурстве, когда часами приходилось охранять военный объект снаружи. Но у Федорова был секрет, так как именно в этих широтах снег сияет по-особенному, цвет ложится необычным способом. Увы, в армии нет возможности зарисовать, что видишь, поэтому Федоров вглядывался в пространство, пытаясь запомнить, отпечатать эту красоту на сетчатке глаза, чтобы увезти ее с собой. Этой историей художник поделился на своей лекции и признался, что не знает, как жил бы, не будь он художником. Как можно без этого прожить?

А на этих выходных была возможность лучше узнать о том, как художники смотрят на мир.

Глазами Ван Гога

Издательство «МИФ» нас не обмануло. В прошлом году они впервые привезли нам книги на гаражную распродажу. Тогда представители издательства признались, что боялись ехать в Тюмень, сомневались, так ли уж нужна нам литература. Но мы не оплошали — в прошлом году книжный зал не пустел ни на минуту. Тогда издательство пообещало: «Приедем еще». В эти выходные нам привезли новые книги от «МИФ», распродажа состоялась в конторе пароходства. Впрочем, если вы не успели — нестрашно. Акция проходит и онлайн.

Одна из интереснейших книг в этот раз — иллюстрированный рассказ о пребывании Ван Гога в убежище (лечебнице для душевнобольных) Сен-Поль-де-Мозоль недалеко от города Сен-Реми-де-Прованс на юго-востоке Франции. Книга называется «Последний год жизни художника», и написана она настоящим энтузиастом и профессионалом Мартином Бейли, его признают ведущим британским специалистом по Ван Гогу.

Гениальный художник попал в клинику после того, как отрезал себе мочку уха, так завершилось его совместное творчество с Полем Гогеном. Ван Гог прожил в лечебнице 374 дня и создал серию шедевров: кипарисы, пшеничные поля, оливковые рощи и закаты. Он писал много, будто стараясь успеть. Потому, возможно, он не находил времени рассказать об этом уединенном месте в письмах к брату. Мало что известно из этого эпизода жизни художника.

Мартин Бейли сам приехал в клинику. Фотографии, сделанные им, — первые цветные снимки этого места в литературе о Ван Гоге. Автор рассказывает об особенностях картин, написанных Ван Гогом в клинике, связывает их с биографическими фактами. Он поднял архивы больницы, чтобы выяснить личности тех, кто пребывал здесь в одно время с Ван Гогом. Автор гуляет и по местам, в которые ходил художник, чтобы рисовать с натуры. Бейли пытается разобраться в настроении живописца, обращаясь к его переписке с друзьями и к лечебным архивам. Он выясняет, на каком этаже располагался рабочий кабинет Ван Гога (на втором, а не на первом, как все раньше утверждали), подробно описывает, в какой месяц была написана та или иная работа (по поставкам холстов и красок), рассуждает, как зовут садовника на картине (по журналу регистрации в лечебнице).

Взглянуть на мир глазами Ван Гога — смелая и, кажется, неразрешимая задача. Однако Бейли приближается к ней настолько, насколько это вообще возможно, пытаясь не просто узнать больше фактов, но будто бы понять, что чувствовал, видел и думал художник в свой последний год.

Мир портретов

В зале Дома художника на пришедшего зрителя смотрят десятки глаз. Хотя нет, иногда они смотрят как бы сквозь, словно задумавшись о чем-то, а порой специально отворачиваются от зрителя. Речь, конечно, о портретах. Именно им посвящена новая выставка нашего отделения Союза художников России.

Как отмечает Александр Новик, председатель союза, цель выставки — поймать и запечатлеть лицо современника. Герои портретов — родственники, жены и дети художников, их знакомые и даже они сами. Наряду с именитыми в зале выставились и молодые творцы, всего 35 мастеров. Главный критерий здесь не опыт, а самобытность и талант. Работы от девяностых годов до самых свежих, в совершенно разных жанрах и настроениях. В небольшом двухэтажном зале уместилось семьдесят произведений.

Особенно впечатляют, конечно, женщины, изображенные через призму взгляда художников-мужчин. Вот артистичная и яркая «Лиза в образе маленького принца» кисти Олега Федорова. И, кажется, ее полная противоположность — женщина Вадима Веселова в строгом наряде, с аккуратно собранными волосами, грозящая слиться с фоном и тем не менее такая же притягательная. А рядом загадочная девушка в шляпке, бросившая взгляд через изящное плечико и готовая вот-вот исчезнуть, — благо Юрий Юдин успел поймать этот взгляд для нас.

Художник Юрий Рыбьяков стал героем трех картин выставки. У Олега Федорова Юрий Антонович представлен интенсивным, цепляющим взгляд, его глубокие голубые глаза смотрят на нас с легкой печалью. У Михаила Захарова Рыбьяков похож на деревенского дедушку, что оперся руками о забор и погрузился в свои мысли (впрочем, художник не обошелся без своего фирменного чувства юмора).

Третий взгляд у Саши Чемакина — он рисует известных в Тюмени людей на картонках с говорящими надписями. Набросок с режиссера Сергея Кузина сопровожден записью: «Он умеет играть на гармошке». С Олега Федорова: «Поет блюз». А Юрий Рыбьяков немного хмурый и портрет подписан в честь связанной с ним скандальной истории: «У него украли картину».

Три Юрия Рыбьякова — будто бы разные люди и все-таки грани одного и того же человека.

Познакомиться с современниками, а в чем-то с самими собой, но такими, как видят нас художники, можно и сейчас. Выставка открыта для посетителей.

Все эти деликатные вещи

В «Никто не спит» в субботу смотрели документальный фильм о неординарном арт-фотографе Франческе Вудмен. Eе родители — живописец Чарли и керамистка Бетти Вудмен — дают интервью, пытаясь понять, почему их необычайно талантливая, красивая и любимая дочь решилась на самоубийство в возрасте 22 лет. Фильм сопровожден отрывками этого интервью, работами Франчески и цитатами из ее дневников.

У Франчески была необычная, но счастливая семья. Чарли признается, что влюбился в свою еврейскую художницу Бетти с первого взгляда, завороженный тем, что такие девушки вообще бывают на свете. Семья Чарли не приняла Бетти из- за ее национальности и веры, но мужчину это не остановило. У них с Бетти было двое детей: старший сын Чарльз и дочка Франческа. Чарльз заболел диабетом, поэтому все внимание родителей было направлено на него. Впрочем, Франческа, казалось, не испытывает по этому поводу проблем.

С детства необычно взрослая, самостоятельная и серьезная она и сама не любит излишней опеки родителей. Франческа принимает решение уехать от них в школу- интернат, где собирается учиться искусству. В школе она производит настоящий фурор.

Однокурсники вспоминают, что эта белокурая девушка с большущими голубыми глазами обладала харизмой рок-звезды, была искрящейся, как шампанское. А еще она обладала талантом, который уважали все, в том числе и преподаватели. Франческа и сама понимала, что талантлива, а ее снимки уникальны. Но в то время в США фотография практически не воспринималась в качестве искусства, редкая галерея могла предоставить арт-фотографу свои залы. Переехав в Нью-Йорк, Франческа вынуждена подрабатывать ассистентом фотографа в модной индустрии и постоянно сталкиваться с неприятием. То, что она находит интересным и талантливым, оказывается совсем не нужным обществу. И это обескураживает девушку. Впрочем, именно сейчас становится понятно, что Франческа просто слишком опередила время. То, что и каким образом она снимала в семидесятые, становится действительно популярным сегодня.

Почувствовав, что мир начинает подминать ее, она впадает в депрессию и пишет друзьям , что лучше умереть, оставив небольшое наследие, чем позволить «соскабливать с себя все эти деликатные вещи»…

Постаревшие родители девушки плывут по каналу в Венеции — Италию очень любила сама Франческа, что известно из ее дневников. Чарли замечает гроб, погруженный на лодку, и говорит жене:

— Такой маленький, видимо, погиб чей-то бедный ребенок.

Бэтти и Чарли смотрят друг на друга, и в их глазах замирают слезы.

— Быть художником непросто, ты будто вывернут наизнанку, — говорит Чарли в интервью. — Мир легко может тебя ранить. Но важно не забывать, что он и награждает щедро.

ФОТО ОЛEГА ФEДОРОВА И ФРАНЧEСКИ ВУДМEН

***
фото: «Лиза» Олега Федорова;Автопортрет Франчески Вудмен.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта