От единицы до тысячи
Дмитрий Мамонов, руководитель клуба исторического фехтования «Последний бастион», занимается фехтованием 15 лет.
Главное отличие олимпийского фехтования от исторического — намерения. Для олимпийцев неважно, с какой силой нанесен удар, главное — коснуться противника, который может даже не ощутить удара. Поэтому вес оружия облегчен, а его рукоять крайне упрощена. В историческом или дуэльном фехтовании наносятся более тяжелые удары, к тому же важно воспроизвести и исторические реалии — старое оружие тяжелее, рукояти сложнее. В историческом направлении есть свои течения — это «железо» и «пластик», то есть средневековый бой и фехтование эпохи мушкетеров.
Из-за особенностей исторического фехтования ученика мало обучить приемам, нужно также снять психологический блок, мешающий наносить удары. Сейчас преподаватели исторического фехтования знают, как снять этот блок, но прежде тренировки были суровее.
— Меня поставили к стенке и били палками — по плечам, по ногам — до тех пор, пока я не научился отвечать ударом на удар, — вспоминает Дмитрий. — Первое, чему меня научили на занятии, — правильная стойка. Левая нога чуть позади, носок развернут на девяносто градусов, правая впереди, носок смотрит на противника, ноги расслаблены — это положение позволяет легко подаваться вперед, нападая, и уклоняться от атак. Локоть правой руки должен некрепко, но прижиматься к боку — оттопыренный локоть в фехтовании обозвали цыплячьим крылом, по которому легко бить. А острие направлено либо в голову, либо в грудь противника. Так соперник, совершая атаку, рискует наткнуться на клинок.
Первое упражнение называется контролем. Преподаватель показывает четыре основные точки, куда наносится удар, — плечи и колени — и предлагает нанести по себе несколько легких ударов, чтобы отработать замах. Тут оружие, которое казалось не таким уж и тяжелым, начинает ощущаться совсем иначе — оттягивающим запястье. А сложность все возрастает… Дмитрий дает мне передышку и показывает, как упражнения выполняет он сам. Движения его резче и экономней, размах для нанесения удара намного меньше. Кроме практики, такой короткий замах обеспечивает сила рук, а ведь женские руки в среднем намного слабее.
И все же девушки в этом спорте также показывают удивительные результаты. Дмитрий с гордостью рассказывает про своих учениц.
— Когда Юля участвовала в командных соревнованиях или играх, от нее нельзя было оторвать взгляд. Секунду назад ты видел ее в строю, как говорят, стенка на стенку, моргнешь, — а она уже за спиной у противника. До сих пор не знаю, как у нее это получалось. Была еще одна девочка из средней школы, она работала в паре с мальчиком. Девочки в таком возрасте развиваются быстрее, и пока мальчик прошмыгивал мимо противника по флангам, девочка брала центр — дралась сразу с двумя-тремя противниками. Погибала, конечно, но для игр с захватом флага количество выживших непринципиально, а такая стратегия приносила команде победу.
За исключением нескольких крупных турниров вроде «Битвы наций», в историческом фехтовании нет такого принципиального, как в других видах спорта, разделения на женские и мужские команды. А вот деление команд по возрасту строгое: в одну команду могут входить участники, чья разница в возрасте не больше года. На фехтование можно отправлять малышей от четырех лет, возрастного потолка не существует.
…У второго упражнения название куда забавнее — «Терминатор». Благодаря ему отрабатывают блоки. Преподаватель в одном ритме наносит легкие удары по четырем основным точкам, а ученик должен заблокировать. Eсли блок или серия блоков не удастся, учитель продолжает наносить удары в том же ритме и последовательности, пока ученик снова не войдет в темп. Но стоит войти в поток, как коварный преподаватель начинает отвлекать ученика разговорами.
— Это для того, чтобы нужный навык вошел в автоматизм и никакие сторонние мысли не мешали фехтовать. Это первый шаг в создании более сложных комбинаций, — говорит Дмитрий, продолжая невозмутимо наносить удары, пока я отчаянно пытаюсь поймать утраченный ритм. — Ведь любая сложная серия ударов состоит из нескольких простых, которыми спортсмен хорошо владеет. Такие комбинации можно сравнить с составлением чисел, где 1100 и 0011 одинаково состоят из двух нолей и двух единиц.
И последнее упражнение пробного занятия — настоящее фехтование, где предстояло и защищаться, и нападать. Тут мне предложили надеть защитную маску, какую можно встретить на олимпийских соревнованиях, и побороться до тридцати очков. И хоть преподаватель откровенно поддавался, набрать хотя бы десять очков у меня не получилось: счет под конец небольшого соревнования составил 8:30.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: