Нешоколадное время
Тяжелые времена и мысли нередко хочется заесть чем-нибудь сладеньким. Но сейчас эта схема будто бы перестала работать. Стресса в связи с пандемией стало больше, а среди жителей городов-миллионников спрос на шоколад упал с 21,3 процента до 13,1.
Такие данные предоставляют аналитики «Сбермаркета». Эксперты связывают это с двумя факторами. Стограммовая плитка молочного шоколада за год подорожала на 26 процентов, ее средняя стоимость сейчас составляет около ста рублей. При этом, по оценке Росстата, во втором квартале года реально располагаемые доходы населения оставались ниже соответствующего периода в 2019 году. То есть на дорогом шоколаде просто экономят. Но пандемийный отказ от сладостей объясняется и другими причинами, в том числе сезонными и психологическими.
Марина Королева называет себя шоколадным экспертом. Она делает авторские и дизайнерские конфеты, торты и другие сладости, а еще проводит лекции с дегустацией настоящего шоколада.
— Шоколад — продукт с высокой сезонностью, — объясняет Марина. — С сентября по март объемы продаж в разы увеличиваются благодаря большому количеству праздников. А лето — нешоколадное время.
Eще эксперт отмечает, что не заметила кризиса. Это лето для ее кондитерской получилось даже более удачным, чем прошлое. Возможно, это связано с подходом к делу. Марина готовит необычный шоколад, например, из ароматизированных какао-бобов и шоколад из пяти регионов мира с одинаковым содержанием какао, но кардинально разный по вкусу.
И далеко не все тюменцы заметили шоколадный кризис. Так, Маргарита Пищанская, молодая мама и жена, отмечает, что покупает обычное количество шоколада на семью из трех человек. Просто она ищет товар со скидками, чтобы не разоряться на сладостях.
— Но я вообще перестала есть шоколадные конфеты, — отмечает Маргарита. — Они будто приелись, не хочется.
На это могут быть не только индивидуальные, но и вполне объективные причины. О намерении оптимизировать ассортимент и начать выпускать конфеты с упрощенной рецептурой, где дорогостоящие начинки будут заменены на более бюджетные, недавно изданию РБК рассказал Леонид Барышев, гендиректор «Эссен продакшн АГ».
Себестоимость производства кондитерских изделий в пандемию, как указывает Барышев, выросла примерно на тридцать процентов: подорожали растительные жиры, в том числе тропические масла (они используются в вафельных и шоколадных конфетах), а также какао, сахар, мука, упаковка. Лучше всего сегодня продаются товары дешевые или со скидками, отмечает Барышев. Поэтому приходится искать, на чем сэкономить.
Eсть и еще одна пандемийная особенность. Мы стали больше задумываться о своем здоровье.
Отразился этот интерес и на сладостях. Популярность так называемых здоровых сладостей выросла почти на шесть процентов. По результатам опроса «Сбермаркета», россияне чаще всего покупают леденцы и батончики без сахара, а также протеиновое печенье. Особой популярностью пользуется сахарозаменитель, он составил 15 процентов от всех покупок в категории «правильных сладостей».
— Во время пандемии появилось множество сайтов с различными советами, как обезопасить себя от ковида. В том числе на сайтах предупреждают о вреде нездорового образа жизни — алкоголя, курения и чрезмерного потребления сладкого, — отмечает Анастасия Шпуленко, практикующий психолог. — Некоторые люди пытаются сделать что-то в их силах, чтобы повлиять на ситуацию, и поэтому отказываются от сладкого.
Анастасия пролила свет, почему в нынешней стрессовой ситуации мы реже обращаемся к заеданию проблем.
— Eсть разные типы стресса. Чаще мы сталкиваемся с краткосрочным стрессом. А то, что происходит сейчас, по теории известного исследователя Ганса Селье называется дистрессом, — объясняет психолог. — Мы длительное время живем в ситуации высокой неопределенности. Привычные быстрые методы того, как справиться со стрессом, просто больше не работают. Мы не можем справиться с дистрессом едой или сладостями.
Анастасия Шпуленко отмечает и то, что в дистрессе и в ситуации длительной неопределенности мы начинаем выбирать иные жизненные стратегии.
— Часть людей перестала позволять себе так называемую небольшую роскошь вроде хорошего шоколада. Но не только на шоколаде это отражается, — рассказывает психолог. — Люди начали прибегать к стратегии откладывания денег. В нынешней ситуации многие опасаются, что в будущем просто лишатся возможности заработать, поэтому пытаются накопить финансовую подушку.
Анастасия говорит, что это отражается на туризме. Несмотря на открытие для туристов все большего количества стран, многие не спешат улетать в дорогостоящие отпуска. Все по той же причине — боятся, что денег завтра не будет.
Впрочем, психолог вообще не советует справляться со стрессами сладким. Во-первых, не весь шоколад на рынке действительно качественный и полезный, а выбирать стоит именно такой, пусть он и дороже. Во-вторых, заедать проблемы — это выученная привычка. На самом деле для организма в стрессе естественно отказываться от еды, но часто нас с детства утешают именно сладостями. Eсли ребенок заплакал или ему нужно пережить что-то неприятное, например, поход к врачу, ему обещают купить вкусненькое. Со временем такое решение проблемы входит в привычку и довольно вредную. Стоит научиться во время стресса награждать себя и другими приятными вещами — прогулкой по парку или танцами. А детей лучше занимать совместной игрой и уделять им больше внимания.
ФОТО ПАВЛА МОРГУНА
***
фото: