X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Место прислонения

«Когда ты уже налюбовался, когда всласть нанюхался дерьма, неужели тебе не хочется вскинуть голову и посмотреть на что-нибудь другое? На что-нибудь красивое, свободное, совсем другое?» Так говорил герой романа «Корни неба» Гари, Морель, отцу Фаргу. Наверное, по этой же причине человечество отмечает Международный день слонов. Каждый год 12 августа.

Мой прекрасный муж выбросил в Меконг две пустые пластиковые коробки доширака, жестянку из- под колы и пластиковую бутылку.

Он принес их на корму лодки в надежде, что там есть мешок для мусора, а нашел только бабку. И бабка ему сказала (знаками) бросать за борт. И он бросил. Ну бабка- то старая, у нее экологическое мышление откуда? А муж? С двумя высшими образованиями? Я прямо страдаю. Зачем я попросила его вынести мусор, пусть бы я держала его на коленях все оставшиеся пять часов.

Кто сказал, что путешествие на слоуботе по Меконгу — медитативное занятие? (Я встречала это выражение в отзывах туристов). Мне кажется, что со всей лодки медитирует только один человек — капитан. А остальные мучаются.

С нами плывут два ребеночка, в том числе один совсем микроскопический. Но, возможно, он просто мелкий. У него и папа такой, что я сначала подумала, что это тоже ребенок. И чуть не сказала: «Фу, какой некультурный мальчик, косточки от фруктов бросает в воду». Так вот ребеночки подозрительно спокойные и дружелюбные. То ли им не от чего волноваться, то ли их чем-то специально поят перед путешествием. Хотя это вряд ли. Ведь они не сонные, не вялые, просто молча сидят на руках у мам, крутят смешными лысоватыми головешками — как у слона, только маленькими.

У слона, на котором мы катались еще позавчера, тоже росли на голове такие редкие черные волоски сантиметров пять длиной. Да, кататься на слонах оказалось интересно. В Луангпхабанге много слоновьих ферм и экскурсий, мы выбрали комбинированный тур с посещением фермы, прогулкой по реке до пещеры тысячи будд и купанием в водопадах. В другой день на других уже водопадах мы тоже видели катание на слонах, но там слоны ходят по парку между деревьями, тихо и величественно. Купаться их ведут по выложенной камнем дорожке в самую нижнюю запруду из каскада запруд — облагороженных, обрамленных камнем, снабженных деревянными мостиками для красивой фотосъемки.

Никакого сравнения с тем, как купали слонов мы.

Наши тоже были организованы и послушны. Чтобы туристам было удобно забираться в плетеный двухместный диванчик на спине слона, на ферме сколотили помост. Но помостом и диванчиками все удобство заканчивается.

Мы с Янкелем прибежали к помосту первыми. Пока другие туристы разглядывали настоящих! живых! слонов и ахали, мы уже поехали. Ну как поехали. Слон медленно пошел, страшно раскачиваясь из стороны в сторону и колыхаясь вверх-вниз. Мы преодолели ручей (было немного боязно, как слон проберется по огромным камням, завалившим русло, но я даже не почувствовала их), пересекли полосу асфальта. Жалею, я не сфотографировала дорожный знак «Осторожно, слоны!» (место, где слоновья тропа пересекает автомобильную дорогу, и так видно издалека: слоны натащили своими ножищами кучу грязи). А потом начали спускаться по мокрой глинистой насыпи в овраг. С первым же шагом слон опасно накренился; погонщик тут же откинулся назад, растопырившись звездой и практически распластавшись на большой слоновьей голове, чтобы не перелететь через нее на землю, при этом ногами он цеплялся за слоновьи уши. Надо сказать, что слонами так и управляют: бьют пятками по ушам. Нас с Янкелем от падения надежно защищала тонкая перекладина, как на каруселях в горсаду, только деревянная. Но все равно было тревожно. А ну как слон поскользнется и упадет с размаху?

Другие погонщики нет-нет да и покрикивают на своих слонов, а наш (худенький юноша в красной олимпийке с надписью Yankee) справляется молча и знай себе шурует пятками у слона за ушами: то прижмет их, то опять прижмет. Пару раз слон вдруг принимался дрожать всем телом как старый холодильник «Бирюса», и муж, который ехал позади нас, мог сделать полезный вывод, что слоны умеют опорожнять кишечник на ходу.

Время от времени погонщик делал слону знак, и тот поднимал хобот и обдувал нас, чтобы нам было не так жарко. Я ждала, что дыхание слона окажется горячим (слон ведь вон какая махина!), но нет, струя выходила прохладной.

Первый слон — самый крутой, мы сразу поняли. Во-первых, мы с Янкелем обозреваем окрестности, а не спины плетущихся впереди слонов. Во-вторых, нас показательно завели прямо в Меконг. Мы едва не касались воды подошвами сандалий, а слон зачерпнул хоботом воду и окатил нас. Не очень сильно, всего несколько капель попало на камеру. Мог бы и заметить, что у меня в руках камера, вот балда! Это я о погонщике. Все остальные туристы завистливо поглядывали, больше никого в воду не завели и не обрызгали. И все ахали и нас с Янкелем фотографировали. А потом мы выбрались из воды и снова заняли место в голове колонны. Первыми финишировали у помоста, а там уже топчется группа корейцев, и на наше место взгромоздились бабуськи в панамках, кряхтя и повизгивая. А мы с Яшей ехали молча, не повизгивали.

После катания (в программе это называется riding, то есть прогулка верхом) мы перешли к пункту feeding (кормлению). Тут я смогла заглянуть в глаза слону, на котором только что сидела. И глаза его показались мне злыми, а взгляд цепким. Слон внимательнейшим образом следил за нашими руками, у кого что. Нас никто не ограничивал, на площадке для кормления было заготовлено достаточно бананов и нарубленных стеблей сахарного тростника, мы могли пихать слонам сколько угодно еды, да и они выглядят вполне упитанными и ухоженными, однако наш слон все время норовил запихать в рот побольше. Как будто еда — его единственная радость. Боюсь, что так и есть. Вряд ли огромные величественные животные получают удовольствие от обслуживания туристов. Их даже толком не гладит никто.

Следующим пунктом нас везут к пещерам. Я не люблю пещеры давней нелюбовью и слушать гида не стала. Пещер вроде бы две, одна внизу, почти у воды, а ко второй надо карабкаться по каменной лестнице — и все ради того, чтобы посмотреть, сколько статуй Будды собрали там местные жители. Мой интерес к буддизму кончился на двадцатой ступеньке. Я пошла вниз, а навстречу, пыхтя, уже карабкается другая порция туристов. Одна женщина остановилась передохнуть и, указав в сторону пещер, спросила меня: «Там хотя бы интересно?»

Иногда я комплексую из-за своего английского и стараюсь лишнего не говорить. Вот и тут мозг мгновенно оценил предстоящий объем работы по переводу мыслей в иностранные слова и выдал готовое решение: после секундной паузы я энергично кивнула. Женщина вздохнула и потащилась наверх. Будда теперь мой должник, я считаю.

После пещер нас вернули на ферму для ланча, он был организован как буфет. Eда оказалась вкусной, а ананасы просто отличными, ела бы и ела их годами. Однако проверить, сколько в меня влезет ананасов, не удалось, так как пришла наша очередь купать слонов. На берегу никаких приспособлений для подсаживания туристов не построено, поэтому слонов заставляют подогнуть передние ноги и наклониться. Я бы не залезла все равно, но меня ловко подпихнули снизу, и вот я уже на шее слона в крайне неудобной позе рискую вывихнуть тазобедренный сустав. Держаться не за что, а при этом полагается тереть слоновью шкуру подобием мочала (выдают). Погонщик на этот раз сидит сзади и криком понуждает животное окунаться с головой в Меконг, так что только мы с погонщиком остаемся торчать на поверхности (но не целиком). Наконец мучение закончено, нам со слоном разрешили выбраться на берег. Высадка тоже прошла негладко. Яшин слон чуть не наступил на мои сандалии, в которые я положила солнечные очки, а мой начал раньше времени выпрямляться. А я-то ожидала, что он сейчас присядет, поэтому отпустила руки и полетела вниз. Стоявший внизу работник слоновьей фермы едва успел меня поймать. И мы оба засмеялись — от радости, что мой экстремальный прыжок со слона закончился благополучно.

Пока мы развлекались подобным образом, у нас стибрили деньги. Расчет точный: в драматические моменты ты абсолютно не способен проследить за лежащими на берегу вещами. Ты озабоченно трешь мочалом грубую редкую шерсть на загривке слона, пытаясь удержать равновесие. Тебя фотографируют на твою же камеру, и будь уверен, фотки будут отвратительные — даже слон не поставил бы такие на аватарку. Но мы довольны. Пропажу денег мы обнаружим позже. Хорошо, что у мужа есть полезная привычка не держать все деньги в одном месте. И, возможно, не только у него. Потому что лаосский вор об этом явно осведомлен. Деньги он взял не из бумажника, где недостача сразу бы вскрылась; нет, пропали сложенные вчетверо долларовые купюры из потайного кармашка в рюкзаке.

Ну, может, и слонам от него что-нибудь перепадет. Будем думать, что пожертвовали на слонов.

Окончание следует.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Лодки на Меконге;Экскурсия началась;На этом снимке три слона и шесть человек, хотя попробуй найди всех.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта