На грани спорта и искусства
Последние большие спортивные соревнования породили множество споров, которые совсем не касались спорта.
Поднимались вопросы о толерантности, ментальном здоровье, границе между врагом и соперником и многие другие. Оказалось, что спорт и культура не находятся на разных берегах, а тесно связаны друг с другом. И на многие вопросы, которые задала Олимпиада, может ответить искусство.
Нет стереотипам!
Одна из скульптур выставки «Не ребро», что недавно открылась в конторе пароходства, определенно привлекает внимание. Мы видим силуэт, скрытый белой тканью. Из-под нее видны только изящные бледные руки, иголкой что-то вышивающие на этом белоснежном полотне. Фигура под тканью похожа на призрак. Так художники пытаются показать, что женщина нередко знает, что она должна делать. Например, уметь шить. Но редко она может ответить на вопрос: кому она должна? И кто она на самом деле, если отбросить все стереотипы и представления о женщине?
Молодые художники считают, что каждый человек рожден быть счастливым. Но зачастую на нем грузом висят неработающие лично для него шаблоны, придуманные обществом. И это мешает ему жить.
— На протяжении жизни у женщины появляются авторитеты, которые говорят ей, кем она должна быть и чем ей стоит заниматься. Некоторые принципы принимаются ей без сомнения, и с таким багажом она живет, — рассказывает Асия Утяшева, художница. — Эта выставка о правде. В ней поднимается тема обретения новой системы координат после задавания самой себе вопросов: кто я?
Эта экспозиция особенно интересна с точки зрения знакомства с относительно новым для нашего региона жанром — экспрессивной каллиграфией. Когда предметом искусства становятся написанные на холсте, скульптуре, подвешенном экране слова и цитаты.
…Впрочем, шаблоны работают не только в сторону женщин. Мы помним недавний спортивный скандал, когда Татьяна Навка грубо отозвалась об испанском гимнасте Кристофере Бенитесе. По мнению Навки, он выступает в женском виде состязаний — художественной гимнастике. «Пусть мужское останется мужским, а женское — женским! И мои дети никогда не увидят такое и не будут считать, что это норма», — высказалась Навка.
Многие спортсмены ее осудили за подобную жесткость, напомнив Навке, что никто не мешает выступать мужчинам в фигурном катании. Чем же художественная гимнастика так сильно отличается? Забавно, но Навка сделала выводы о мужской художественной гимнастике, видимо, неглубоко изучив вопрос. Три страны, где наиболее развит этот вид спорта: Япония, Испания и. Россия. В январе этого года юноши впервые участвовали в первенстве России, весной мужчины выступали на всероссийских соревнованиях «Весенний рекорд».
Счастливый иммунитет
Режиссер Светлана Ханжина давно тяготеет к изучению психологии. В ее творческом багаже есть спектакль, который психологи рекомендуют в качестве терапии. Это «Кошка из головы не идет» — трогательный рассказ о детских воспоминаниях людей, которые поделились ими на правах анонимности. Спектакль помогает пережить детские травмы и научиться их отпускать.
А этим летом Светлана вместе со своим детским театральным лагерем «Это тема» всерьез принялась изучать феномен счастья.
— Мы хотим, чтобы в нашем театральном центре ребята учились быть счастливыми, — рассказывает режиссер. — И в летнем лагере на протяжении двух недель мы исследовали эту тему. А что делает меня счастливым? А как это — быть счастливым? А как понять, счастлив ли ты сейчас? А можно ли научиться быть счастливым? Мы вместе искали ответы на эти вопросы с помощью театра. Мы исследовали эту тему с помощью тела, движения, звука, текста и других театральных инструментов.
Недавно Светлана и коллеги по цеху приняли решение создать театральный центр для детей и молодежи «РяДом». Об этом они сообщили на прошлой неделе.
— Для меня этот проект случается взамен моей ипотеки, которую я планировала брать в этом году, — рассказывает Светлана. — Мы вложили много личных средств в ремонт и аренду. Одна из идей, которая движет нами, — мы хотим, чтобы в нашем центре дети и подростки (да и мы сами, чего уж там) учились быть счастливыми, могли этому научить других и вырабатывали «счастливый иммунитет». Это придуманный нами термин.
У счастливого иммунитета свои признаки, их Светлана тоже называет: эмоциональная устойчивость (ребенок принимает, открыто и честно проживает свои эмоции), здоровая коммуникация, самостоятельность и оптимистичность. Сама Светлана — большой оптимист, верит, что счастливый иммунитет может изменить жизнь не только конкретного ребенка, но в будущем, возможно, и нашего региона.
…И снова на ум приходит пример из Олимпийских игр. О заботе о своем психологическом состоянии весь мир заговорил после того, как гимнастка Симона Байлз отказалась от участия в ряде соревнований. Она объяснила это заботой о своем ментальном здоровье. Сказала, что в жизни есть вещи важнее, чем медаль. Многие спортивные эксперты ее осудили, мол, спортсмены должны бороться до победного конца, невзирая на трудности. Другие обрадовались, наконец кто-то заговорил, что люди в спорте нуждаются в психологической поддержке не меньше, чем все остальные.
Научиться играть и проигрывать
Художница Ольга Мостовая на мастер-классе по акварельному рисунку в пространстве Factura много шутит и мало подсказывает своим ученикам. Мне, например, просто выдают карандаш, кисть, краски и говорят, какой стороной правильно положить лист акварельной бумаги. На этом все.
— Рисуйте, как получается, если возникнут какие-то вопросы — обращайтесь, — говорит Ольга.
Что же, я рисую. Незаметно, с шутками Ольга подсказывает мне, как убирать лишнюю влагу с рисунка, как делать так, чтобы акварель не растекалась, как добавлять в картину немного жизни, хаотичности и цвета. Работаю я под чутким руководством, но мне кажется, что все делаю сама. В итоге рисунком я остаюсь довольна, хотя уже много лет живу со стойким ощущением, что не умею рисовать.
— За семнадцать лет преподавания я не встретила человека, который не умел бы, — с уверенностью говорит Мостовая. — Но нужно воспитывать художественное мышление. Виденье. Основам такого мышления я учу в своей студии.
В игровой форме дети и взрослые в студии «Хочу рисовать» учатся основам академического рисунка, пропорциям, подбору цвета и другим важным художественным навыкам. Это трудно назвать обучением в классическом виде, больше похоже на веселые посиделки.
Ольга сумела сделать любимое дело работой и не сомневается в своем праве творить. Она пытается передать это чувство и другим, чтобы те не боялись брать в руки кисть.
— Задача педагога научить вас уверенности в своих картинах, чтобы чужое мнение было второстепенным, а уверенность в способностях и таланте росла, — говорит Ольга. — Eдинственное, против чего я категорически выступаю, это картины по номерам! В творчестве должно быть ваше самовыражение, а тут за вас все расписали.
По мнению Мостовой, это ужасно вредит формированию собственного художественного взгляда. Более того, тех, кто придумал картины по номерам, улыбчивая и добродушная Мостовая предлагает наказать лично и с особой жестокостью.
А рядом с мастер-классом проходит танцевальный баттл. Соревнуются юные мастера современных танцев. Из колонок звучит: «Желаю вам научиться выигрывать и научиться проигрывать. Будьте счастливы и уважайте друг друга».
.Об умении принимать проигрыш тоже пришлось задуматься на Олимпиаде. Как показывает практика, это нужный навык, в том числе для того, чтобы побеждать. Приведу спортивный пример. Сборная Дании добилась большого успеха в чемпионате Eвропы по футболу этого года. Но еще в 2014 году Дания не могла даже пройти отбор. Секрет в подходе, который выбрали датские тренеры к детям около десяти лет назад. По мнению тренеров, ребята должны быть свободными и не бояться совершать ошибки. Их нужно меньше критиковать и больше хвалить за успехи, ведь главное, чему они должны научиться, — это получать удовольствие от игры. Тренеры совершили немыслимое, они отменили подсчет голов в чемпионатах спортсменов до 13 лет. Можно сказать, убили соревновательный дух! Однако это сработало. Не воспринимая проигрыш как трагедию, маленькие футболисты учились играть от души и без страха. Они выросли и продолжили играть так же.
Когда главное — участие
На площади 400-летия Тюмени в субботу состоялся арт-пикник. Здесь сильно пахнет арбузом и персиками. Их рисуют на пленэре, что проходит прямо на газоне площади. Те же, кто не захотел пачкать руки ни красками, ни сладким соком фруктов, развалились в удобных креслах-мешках и смотрят фильмы об искусстве. На площади показывали работу итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение».
Это триллер в изысканном антураже. Гениальный Джеффри Раш исполняет роль пожилого аукциониста Верджила Олдмана. Обладая незаурядным умом, даром убеждения и беспринципностью, он нередко покупает у людей шедевры за гроши. Добытые таким образом самые красивые женские портреты он хранит в специальной комнате- сейфе, куда имеет доступ только он сам. Это его трофеи.
Олдман — хитроумный лис, который никому не доверяет и привык всегда оставаться победителем. У него нет друзей, зато есть коллекция перчаток. Он не снимает их почти все действие фильма, отгораживаясь ими от мира. Но однажды его покой нарушает странная клиентка. Она живет в старом особняке своих умерших родственников. Особняк полон антиквариата, и девушка просит Олдмана продать его на аукционе. Впрочем, когда Олдман приходит к ней в дом для переговоров, выясняется, что девушка никому не показывается на глаза — у нее страх больших пространств. Олдман начинает общаться с ней через стену ее комнаты и пытается разгадать ее тайну.
Триллер Торнаторе сделан по всем правилам жанра, в нужных местах держит напряжение и смотрится с большим удовольствием, несмотря на то, что уже примерно к середине фильма мы начинаем догадываться, в чем тут дело… Олдман, который так надежно защищал себя от мира и избегал любых привязанностей, терпит сокрушительное и унизительное поражение. С ним случается именно то, чего он больше всего боялся всю свою жизнь. Но герой понимает: само участие в некоторых играх стоит даже самого тяжелого поражения. А в некоторых играх, если задуматься, вообще не бывает проигравших.
Например, в любви.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Каллиграфия на выставке «Не ребро».