Медведь что странная лошадь
До встречи с дрессировщиками диких животных Алексеем и Eкатериной Плотниковыми я думала, что медведи — свирепые и страшные. А вот и нет, они могут быть вполне дружелюбными!
Таких замечательных мишек вырастили в цирке Гии Эрадзе по системе дрессировки, построенной на игре и поощрении. Сейчас четыре медведя на манеже работают одновременно с лошадью и десятью танцорами балета. При этом четвероногие артисты так увлекаются во время выступления, что не хотят уходить с арены.
— Как такое возможно? — задаю вопрос Алексею и Eкатерине. В ответ они улыбаются и рассказывают, что купили Лилу, Виту и Барни медвежатами в Нижегородском зоопарке, вынянчили, кормили из соски. Малыши оказались сообразительными и спокойными. Поэтому полтора года назад в том же зоопарке от той же медведицы взяли еще двух сестренок Соню и Майю. И хотя шестой медвежонок Потап всей этой мохнатой пятерке не родственник, в медвежий коллектив влился как родной.
— До нас никто не совмещал медведей с другими животными и людьми на манеже. Когда начинали, мы сами не знали, получится или нет, у нас не было опыта. А все опытные нас отговаривали, говорили: «Ребята, так никто не работает с медведями, у вас ничего не выйдет». Но мы шли своим путем, и у нас все получилось, — говорит Алексей Плотников.
У Алексея за плечами более двадцати лет работы с медведями в цирке Гии Эрадзе.
— Мы делали, как чувствовали. Наша дрессура строилась на том, что мы выводили питомцев на манеж и играли с ними, как с домашними животными. А параллельно подмечали их особенности. К примеру, одна медведица прыгучая, как на пружине. Мы это закрепили с помощью лакомства — сладостей, печенья, сгущенки. Задача дрессировщика — выявить и развить определенные способности животного.
У медведей по сравнению даже с собаками больше способностей, потому что они прямоходящие, как люди. По словам дрессировщиков, интеллект у косолапых просто колоссальный, сравнимый с пятилетними детьми. И хоть медведь — хищник, с ним можно дружить.
На удивленное восклицание, как удалось подружить медведя и лошадь, ведь мишка в номере скачет верхом, дрессировщики меня уверяют, что медведь не знает, что такое лошадь. А лошадь не догадывается, что это медведь.
— Мы их с детства приучали друг к другу, подобрали лошадь, которая не боится, — говорит Eкатерина. — Мы долго искали, и нам попалась такая. Мы просто водили ее по кругу, верхом сидели медвежата, и лошадь спокойно реагировала и даже подошла понюхать медведей. Мы поняли, что с ней, возможно, получится, и не ошиблись. А медвежата какое-то время жили рядом с лошадиным станком, привыкали к запаху.
— Ведь у многих дома кошка живет с хомячком или птичкой либо кошка с собакой, — продолжает мысль Алексей. — Eсли это делать с самого детства, то медведь думает про лошадь, что это такой странный медведь, а лошадь про медведя — что это странная лошадь. Поэтому они мирно и сосуществуют.
Цирковой номер Алексея и Eкатерины Плотниковых «Цыганская свадьба» очень зрелищный, но по цирковым меркам относительно свежий — зритель его впервые увидел только два года назад.
— Мы не требуем от медведей каких-то сверхтрюков, чтобы медведь летал под куполом цирка. Стараемся, чтобы каждый трюк, который мы делаем, был естественным, легким и чтобы медведю нравилось его выполнять, — говорят Плотниковы.
Алексей попал в цирк в 1997 году как униформист — помогал во время шоу артистам с выносом реквизита, готовил манеж. Он тогда был студентом энергетического техникума и подрабатывал так. Но цирк — это особый мир, если ты попадаешь сюда, тебя затягивает. И если ты сам внутренне цирковой, то из цирка уже не уходишь. В цирке работают цирканутые, как шутливо называют себя сами артисты.
— В униформе я проработал три года, закончил техникум, собирался уходить из цирка. Но тогда приехал коллектив под руководством Геннадия Гордиенко, в котором работал аттракцион Гии Эрадзе. Это был небольшой номер на 15 минут, и я пошел ассистентом на несколько месяцев. Согласился, решил посмотреть, как устроена гастрольная жизнь, — рассказывает Алексей. — В мае я должен был вернуться домой. Но не уточнил, до мая какого года, поэтому до сих пор в пути. Уже двадцать один год. Это какая-то романтика, жизнь на колесах, постоянная смена обстановки. Мы не можем находиться на одном месте больше двух-трех месяцев, внутри чувство, что надо ехать дальше.
Супруга Алексея Eкатерина — акробатка, пришла в цирк из спорта, участвовала в номере «Па-деде на верблюдах», а также выполняла джигитовку на лошадях.
— С Алексеем мы в этот же год познакомились в коллективе, как только я устроилась, — говорит Катюша, как ее ласково назвал муж. — У нас начались отношения, а он тогда как раз репетировал с медвежатами. И Гия предложил: «А давай у тебя девочка будет в номере «Цыганская свадьба»». Цыгане — кочевой народ, и цирковые точно такие же. Цирк не работа, а образ жизни. У нас работа, дом — все взаимосвязано, здесь у нас и животные, которые нам как дети. Мы в этом живем.
— Наша публика как вас принимает?
— Мы здесь не в первый раз. И всегда очень приятно возвращаться, потому что публика здесь цирковая. Тюменцы любят хороший и качественный традиционный цирк. Здесь всегда очень приятно выступать, потому что зрители очень живые, правильно реагируют, дают свои эмоции.
Гастроли шоу Гии Эрадзе «5 КОНТИНEНТОВ» в Тюмени продлятся до 29 августа.
ФОТО ШОУ «5 КОНТИНEНТОВ» И ПАВЛА МОРГУНА
***
фото: Номер «Цыганская свадьба»;Екатерина и Алексей Плотниковы с питомцами.