Зарядка для язычка в помощь маме
Практически каждый третий малыш не может правильно произносить шипящие или свистящие звуки, а также научиться четко говорить трудный звук «р». Мамы тревожатся, а логопеды советуют не терять времени и делать зарядку для непослушного язычка.
Такая зарядка называется артикуляционной. Специалисты рекомендуют выполнять ее вместе с ребенком перед зеркалом. Три- четыре раза в неделю в течение пяти-семи минут в игровой форме, а в идеале каждый день.
К примеру, при артикуляционном упражнении «иголочка» ребенок должен высунуть суженный язычок вперед, как будто хочет лизнуть мороженку, и подержать в таком положении пять секунд и больше. И таких веселых упражнений в логопедии порядка двадцати — «часики», «горка», «качели».
— В норме к пяти годам у ребенка должна быть сформирована правильная речь с чистым звукопроизношением, — говорит логопед Алена Иванова. — Но по разным причинам не все дети овладевают этими навыками к старшей группе детского сада. Причины самые разные, но многое зависит от того, как чисто говорят в семье. Мы рекомендуем родителям начиная с трех лет в форме игры тренировать язычок малыша.
Специалист советует также надувать мыльные пузыри, дуть на горячий чай, сдувать пушинки с руки — эти упражнения позволяют тренировать силу выдоха. Речь образуется на выдохе, и чем сильнее воздушная струя, тем четче будут произносимые звуки.
Только не нужно переусердствовать — от многократного глубокого выдоха у малыша может закружиться голова. А вот стараться не пропускать занятия — очень важно. Потому что у ребенка благодаря постоянным и систематическим занятиям вырабатываются правильные речевые навыки.
— Мы делаем артикуляционную зарядку с дочкой перед зеркалом, когда чистим зубки. Это очень удобно, — делится опытом Ирина Андреева, мама четырехлетней Арины. — Убиваем сразу двух зайцев — и зубки чистые, и гимнастику для языка и щек выполнили.
Сейчас полно литературы на тему логопедии, а в интернете можно найти видео, как заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и как делать артикуляционный массаж. Ирина с Ариной уже достигли хороших результатов — девочка научилась говорить слова «шляпа», «мешок», «шашки», «жук» и «жаба». В стишке Агнии Барто «Уронили мишку на пол» девочка старательно произносит все «ш».
— Впереди — покорение звука «р», — смеется Ирина Андреева. — К пяти годам должны научиться говорить этот сложный звук обязательно. И логопед нас в этом поддерживает.
Педагоги советуют родителям, если у малыша к четырем-пяти годам нет правильного звукопроизношения, обязательно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист обследует речь ребенка, его словарный запас, грамматический строй речи и умение составить рассказ по картинке и навык пересказа. А при необходимости логопедической помощи разработает план коррекционных занятий.
— От правильной артикуляции звуков зависит многое, в том числе формирование фонематического слуха, — поясняет Алена Иванова. — Дети с несформированным слухом допускают больше ошибок при письме на уроках русского языка, хуже пишут диктанты, имеют сложности с обучением чтению. К этим трудностям добавятся и психологические моменты — над ребенком могут подтрунивать сверстники, он начинает стесняться говорить, замыкается в себе. Поэтому чем раньше скорректировать неправильное звукопроизношение, тем успешнее будет ребенок в будущем. И артикуляционная гимнастика в этом помогает.