По ту сторону музея
В музейном комплексе имени Словцова посетителей теперь пускают и в фондохранилище. Проводят тематические экскурсии.
В одной группе не больше четырех человек — требование пандемии. Но это даже на руку: лучше контакт.
Пройтись по этажам сокровищницы довелось и мне.
В фондохранилище больше четырехсот тысяч экспонатов, рассказывающих об истории нашего края. Экскурсия начинается с оконных наличников. Их тут полторы сотни, на фоне белоснежных стен они смотрятся очень эффектно. Наличники сняты со старых домов, предназначенных к сносу. На старейшем экземпляре указана дата изготовления — 1854 год. Остальные относятся к концу XIX — началу XX века. Старые мастера редко вырезали животных или птиц, чаще — растительные орнаменты, геометрические узоры. Основная техника — глухая резьба, это когда мастер наносит рисунок, а потом инструментом углубляет изображение. Но не менее популярна сто лет назад была техника объемной (скульптурной) резьбы, когда все детали вырезаются отдельно, а затем гвоздиками приколачиваются к основе. Встречаются и настоящие кружева — такие наличники мастера делали, используя пропильную резьбу, выпиливали узор насквозь.
Eсли на наличнике изображен свиток, значит, в доме жил уважаемый человек, чиновник. Свитки вплетены в растительный орнамент — объемные цветы, листья, гроздья винограда. Такие же детали можно встретить и на иконостасах в храмах, работали одни и те же мастера.
Отдел, где собраны текстильные изделия, напоминает добротный гардероб. В шкафах за стеклянными дверцами выставлены национальные костюмы народов области. У каждого экспоната — своя история. Например, белорусский костюм появился после историко-этнографической экспедиции в Викуловский район. Eго носила переселенка из Могилевской губернии. Блуза, юбка из разных лоскутов ткани и фартук. Фартуку у многих народов придавалось обережное значение, как и поясу.
Поясам тоже отведено несколько комодов. Заметно, что у разных народов много общего в символике: например, часто встречается символ солнца.
В отделе хранения художественных произведений порядка 3,5 тысячи картин. Здесь они, если можно так выразиться, отдыхают между выставками, ведь здесь соблюдается особая температура и влажность. На решетчатых стеллажах полотна висят свободно. Нам показали сатирические картины художника Ивана Калганова, изобразившего купцов, проигрывающих целые состояния в карты, или портрет градоначальника, состоящий из множества портретов его сподручных, а на погонах денежные знаки.
Рядом с автопортретом Калганова висит картина Эмилии Шанск «Наем гувернантки». Эмилия Яковлевна была одной из двух художниц, принятых в товарищество передвижников. На полотне 1913 года она изобразила знакомство семьи с гувернанткой: на первом плане женщина с прямой спиной, гордый полуоборот головы, одежда по моде — все говорит об уверенности. Возможно, выпускница бестужевских высших курсов, держится спокойно. На нее лениво смотрит мать семейства, утопающая в кружевах. На втором плане мальчик и девочка разглядывают девушку одновременно с боязнью и интересом. Их обнимает старенькая няня. Сюжет на первый взгляд кажется простым, бытовым. Но сколько пересечений характеров на нем!..