X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На наш век воды в реке хватит

Тура, кажется, заболела.

Мелеет на глазах, темнеет.

— Это из-за жары, это нормально, — успокаивает мои апокалиптические страхи Виктор Савченко. — Как только пойдут осенние дожди, будет и подъем.

Реку Виктор Павлович знает как никто. В речной отрасли он работает без малого пятьдесят лет, с 1971 года.

Сначала в экспедиционном отряде по судоподъемным и аварийно- спасательным работам системы «Подводречстроя» в Ленинграде. В 1986 году перебазировался в Тюмень и вот уже четверть века является руководителем акционерного общества «Тюменьподводречстрой».

— За Турой наблюдают с 1896 года, тогда был поставлен гидропост рядом с местом, где сейчас находится мост по улице Челюскинцев, — рассказывает Виктор Савченко. — Я тоже веду наблюдения.

Перед ним во всю стену рабочего кабинета развешаны графики уровня воды в Туре по месяцам текущего года и графики прежних лет.

— Уже не в первый раз отмечаются низкие уровни. Примерно каждые пять лет такие показатели повторяются. В прошлом году уровень был тоже низким, но нынче еще ниже.

Оказывается, характер у Туры достаточно крутой: колебание уровня воды в весенний паводок составляет восемь-девять метров. Вы только представьте разницу — с трехэтажный дом!

— Даже в этом году в мае, июне, июле видны по графику хорошие глубины, и было возможно судоходство, — продолжает мой собеседник. — А вот когда уровень воды в реке ниже нуля, тогда судоходство останавливается на срок до сорока-шестидесяти дней. Это летняя межень — так называется летний минимальный уровень. Eе мы сейчас и наблюдаем.

Другая беда Туры — топляк, его очень много. К примеру, бревнами завален левый берег Туры, противоположный спуску по улице Семакова.

— Это задача города, городской администрации. Четыре навигации, с 2005 по 2008 год, работала экологическая программа сотрудничества. По этой программе мы занимались очисткой берегов Туры от Воронинского моста до Тобольска. Очистили все берега. Чистые берега сразу покрылись тальником и сейчас зеленые.

Программа завершилась и не была возобновлена. Но то, что мы видим сейчас, нельзя назвать берегом, потому что это дно реки. А очистка русла — это намного больший объем работ, в том числе и водолазных.

— А откуда столько топляка?

— У нас в городе три участка, где лес перерабатывали, накапливали, везли. ДОК «Красный Октябрь» — с тридцатых годов здесь сплавляли лес с саморазгружающихся барж: баржа кренилась, весь груз выгружался на воду, часть его вдавливало в грунт, а девяносто процентов бревен всплывало. Запань огораживали, лес вытаскивали на берег.

Второй участок — фанерный комбинат на левом берегу Туры. Здесь еще в XIX веке была спичечная фабрика, и лес туда тоже возили плотами, поэтому в этом районе топляка было очень много. И третий — Лесобаза. Топляка в русле еще много осталось, сейчас, когда уровень воды низкий, видно. Но топляк никто не убирает.

Акватория Туры находится в федеральном ведении. Наше предприятие арендует пятьсот метров береговой акватории Туры. Eсли десять лет назад мы платили небольшую аренду, то сейчас плата выросла многократно. Нам объясняли, что деньги идут на очистку реки. Так и хочется спросить, где же они.

— Из-за чего закрылось судоходство на Туре? Только ли из-за плачевного состояния русла или больше по экономическим причинам?

— Одно зависит от другого, человеческий фактор решает многое. Начальник управления бассейна водных путей из Омска решил договориться с правительством Тюменской области. У нас администрация бассейна находится в Омске, а девяносто процентов рек, которые управление обслуживает, находится в Тюменской области. Поэтому решение по тюменским рекам было принято в Омске. Они предложили администрации Тюменской области финансировать обслуживание Туры. А это пятьсот километров — от Тобольска до Тюмени. По определенным причинам руководство области отказалось от предложения.

Обслуживание — это плавучая обстановка, размещение и поддержание в порядке береговых знаков. Когда сняли судоходную обстановку в 2007 году, Тура стала необслуживаемой — ходи по реке на свой страх и риск. При нормальном уровне воды (а в мае глубина воды в среднем шесть метров) можно плавать. Поэтому на Туре работает частное пароходство. Речпорт закрылся два года назад, но остались частные компании. Возят строительные грузы — песок, щебень, бетон, железобетонные изделия. Водный — самый дешевый вид транспорта.

В советское время на участке до Иртыша поддерживали уровень глубины минимум сто сорок сантиметров. По государственной программе велось плановое дноуглубление судового хода. Но вот уже лет десять дноуглубительные работы не выполняются. Тюменский север сейчас развивается за счет автодорог. Мы когда-то задали вопрос, почему так мало внимания уделяется проблемам речников. Нам ответили, что девяносто семь процентов доставки приходится на железнодорожный, автомобильный и авиатранспорт, а на речной — всего три процента.

Прогулочные катера на Туре работают только в Тюмени на участке в двадцать километров. Частные пароходики катают отдыхающих от моста на Мельникайте до Профсоюзного либо до Воронинского моста. Путешествия по реке длятся час-полтора. Здесь река судоходная, одно препятствие — в районе бывшего ДОКа много топляка. Но те, кто хорошо знает речку и судовой ход, это место обходят.

— Что стало с Тюменкой, притоком Туры? Такое ощущение, что она исчезает.

— При строительстве набережной в месте впадения Тюменки в Туру выполнено хорошее дноукрепление, дамбой уровень воды в Тюменке подняли. Дамба укреплена габионами — металлической сеткой, заполненной крупным камнем. Тюменка берет начало из ключей и подземных родников. Одно русло Тюменки уходит под железнодорожный вокзал, второе течет в район Дома обороны. Посмотришь на карту — Тюменка-то серьезная, глубокая. Вот когда не было набережной и напротив работали «фанерка» и «овчинка», тогда Тюменка мельчала. Eще и канализационный коллектор шел прямо по берегу. «Фанерку» перенесли на Лесобазу, «овчинку» закрыли. Построили новый коллектор. Тюменка возрождается.

— Ну а Тура не исчезнет?

— Нет, конечно. У нас в Туре очень большой водосбор. Начинается он с реки Ницы, притока реки Ирбит, поднимаемся выше на сто километров — начинается Туринская слобода, потом Туринск, потом на шестьсот тридцатом километре — Санкино, там впадает река Тагил. В этом году с 10 по 17 июня были пиковые подъемы воды в Туре на два метра, тогда прорвало дамбу на реке Салде в Свердловской области. По полметра в сутки прибывала вода. Eсли у нас будут такие дожди, как сейчас в Туапсе, в Туре воды будет много.

— Может ли река мельчать из- за набережной? Из-за того, что заковали ее в камень?

— Недавно мы проводили обследование дноукрепительных работ на набережной (дноукрепление реки выполняется для исключения деформации набережной), кроме того, ведется ежегодный мониторинг набережной и дамб. Поэтому успокою вас: причина не в этом. Наоборот, где нет берегоукрепления, там река может менять русло. Набережная помогает сохранить берега и русло Туры.

…Оптимизма прибавляет и инсайдерская информация, что в следующем году на Туре будут устанавливать плавучую и береговую обстановки, восстанавливать речную инфраструктуру и навигационные знаки.

***
фото: Виктор Савченко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта