X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Герои своего времени и своей жизни

Психологи говорят, что у счастья есть рецепт и, самое обидное, он невероятно простой. Никакой алхимии и тайных знаний.

Несчастен тот, кто думает, что жизнь с ним просто происходит: сценарий написан, и ему отведена не лучшая роль. Счастливый же понимает, что его жизнь — это его выбор. Открыв утром глаза, он ест то, что выбрал, идет на работу, которую выбрал, общается с людьми, которых выбирал, и вообще все, что он получает от жизни — в большей степени результат именно его выбора.

При всей простоте и очевидности рецепта следуют ему не все. Очень часто почти каждому из нас кажется, что мы жертвы происходящего или неспособны прямо сейчас что-то поменять. Особенно остро это ощущение в глобально неудачных обстоятельствах. Вроде пандемии, экономического кризиса или обычной массовой осенней хандры. Но научиться быть счастливым в любых обстоятельствах можно. Для этого даже есть специально отведенные места.

Без доспехов, зато настоящие

«Счастье в деятельности и созидании», — такое глубокомысленное послание нацарапано мелом у входа на сцену нового театрального центра «РяДом». Центр теперь работает на улице Котовского, 16а на месте бывшего ресторана. Торжественное открытие состоялось в выходные.

Это просторное двухэтажное помещение — со сценой, с большими окнами, с уютной деревянной террасой у входа и весьма оригинальным дизайном потолка (лучше один раз увидеть). Здесь работают три студии: музыкальный, драматический и экспериментальный театр. Основная задача перед ними поставлена интересная — научить пришедших в студии детей быть счастливыми.

Развалившись на цветных подушках на террасе, красивые и модные, будто дети из проектов «Дисней», на открытии пространства поют солисты вокальной студии «Соломинка» (руководитель Надежда Соломатова). Они в этом деле опытны, неоднократно участвовали в мюзиклах. Не менее опытны еще одни резиденты «РяДом» — студийцы экспериментального театра «ТеМа» (руководитель Светлана Ханжина), в своих постановках они поднимали серьезные социальные и психологические проблемы. Студию драматического театра «Быть» (руководитель Артем Васильев) наверняка тоже помнят наши читатели. То есть центр «РяДом» создан опытными руководителями и режиссерами, которые имеют за плечами и список побед, и собственные коллективы, и свой взгляд на искусство. Но есть что-то, что их объединило.

Рядом с нацарапанным посланием, что счастье в деятельности и созидании, появляется еще одно. Марина Жабровец, профессор кафедры режиссуры ТГИК, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, пишет мелом: «Люблю вас, мои рыцари». Послание искреннее. Во-первых, Марина Владимировна наверняка их любит, ведь и Ханжина, и Васильев, и Соломатова — ее ученики. Во-вторых, она действительно считает их рыцарями.

На открытии «РяДом» Жабровец в качестве почетного гостя, ее просят рассказать свою счастливую историю. И она вспоминает первое осознанное прикосновение к театру. О том, как малышкой ее и сестру покорил сюжет о рыцаре, давшем обет молчания своей избраннице. И даже когда одно его слово могло спасти его жизнь, а молчание значило неизбежную смерть, он не нарушил обета.

— Взрослые воспринимают театр опосредованно, но на детей он действует напрямую, — говорит Марина Жабровец. — Меня поразило тогда, что можно дать слово и не нарушать его даже ценой жизни. Мы, конечно, пришли домой и тут же дали обет молчания. Сестра продержалась до вечера, меня хватило на пару дней. Но смысл в том, какая это большая ответственность, — работать для детей и с детьми. И если кому-то можно доверить эту работу, то вам.

Ханжину, Соломатову и Васильева объединяют принципы и отношение к работе и к детям. Они действительно хотят сделать их счастливыми… и умеют. В новом помещении юные артисты успели приобщиться к труду — помогали красить и мастерить будущую сцену. Это дом, который построили в том числе они сами для себя. Артем Васильев уверен, это важно — понимать, что счастье то, что строишь своими усилиями. Светлана Ханжина режиссирует работу «Eггог404», которую показывают ее ученики на открытии центра «РяДом». Это театр-форум. Разыгрывается реальная сложная ситуация, случившаяся с одним из участников театра «ТеМа». После того, как конфликтную ситуацию показывают на сцене, зрители могут вмешаться, встать на место главного героя (остальных героев менять нельзя, ведь в реальной жизни мы не можем просто изменить тех, кто нам не нравится) и попытаться решить эту ситуацию иначе. Получается не у всех, даже у взрослых, но в итоге становится понятно, что мы в силах изменить любое положение и любое отношение к себе, просто приложив усилие и включив сердце. И это тоже рабочий рецепт счастья.

Eжегодно каждый театр центра «РяДом» будет набирать детей (и делает это уже сейчас). Во всех студиях разный возрастной ценз: театральная мастерская «ТеМа» — с шести лет, также есть группа для взрослых. Вокальная студия «Соломинка» берет детей с трех лет. Театр «Быть» набирает с пяти лет. Максимальный порог — шестьдесят лет. Ведь учиться быть счастливым никогда не поздно.

Галина Гаврикова

Хорошо делай сам

Напротив меня сидят две симпатичные ведьмы. Рядом с нами расставлены странные предметы. Пластиковый дракон, к которому приделана резиновая голова пупса, какой-то обожженный многорукий человек, а в подсвеченной банке, будто в формалине, плавает что-то похожее на змею.

— Это чайный гриб, — с улыбкой утешает меня Мария Михайленко, одна из ведьм и художница по совместительству.

Мы находимся в «Лавке таинств», что расположилась в эти выходные в углу склада в речном порту. Ведьмы-художницы сами нарисовали карты таро с оригинальными символами, которые вы не найдете ни в одной колоде. На картах они гадают. Платой может стать что угодно, кроме денег. Я нахожу сертификат на бесплатную чашку кофе, ведьмы принимают мой дар и раскрывают мне будущее.

В своего рода магическую лавку в эти выходные превращается весь склад благодаря фестивалю современного искусства «Закат’21». Я начинаю чувствовать это еще у входа. Из-за железной двери разносится ни на что не похожая музыка. Eе создают здесь и сейчас саунд-дизайнеры — это тоже направление современного искусства. Мой взгляд падает то на ковер, который будто начинает плавать в текстурах и превращаться в радугу, то на дерево с растущим на нем яблоком раздора, то на тазик с черной водой и предложением смыть грехи. Меня окружают демоны, ангелы, призраки на картинах и много людей с цветными волосами, блуждающих между ними или танцующих под саунд-дизайн.

Многие жалуются, что Тюмень с точки зрения современного искусства провинциальна. Вероятно, с этим связано то, какой восторг вызвали фестиваль «Закат’21» и выставка «Без обид» в его рамках. Зрители отмечают, что это редкое для Тюмени мероприятие. Что никто не знал, сколько, оказывается, современных и самобытных художников есть в городе. Кого-то удивило, что заброшенные промышленные пространства можно настолько изменить за пару месяцев творческой работы. Кто-то был поражен свободой, смелостью и разнообразием высказываний художников. И что особенно приятно, весь этот праздник художники создали сами.

Что касается будущего. Выставка действительно позволяет в него заглянуть и не только через магические гадания на таро, которые устроили художницы. Достаточно посмотреть на плоды творчества поколения, названного Олегом Табаковым непоротым. Кстати, он говорил, что очень в него верит… В этом смысле особенно символичной и любимой мной стала инсталляция, которая подражает знаменитой картине «Клином красным бей белых». Похожие геометрические символы в инсталляции подвешены за нити. На фоне белой стены получается авангардная 3D-картина. Но, в отличие от оригинала, на ней написано: «Не бей никого».

И на этом мероприятии будет еще немало экспонатов и событий, которые заставят поверить, что эти танцующие под непонятно что люди с цветными волосами, организовавшие эту впечатляющую выставку, приятно нас удивят. Уже удивляют.

Кстати, все это приурочено к будущему преобразованию речного порта, которое замыслила «Брусника». Сейчас есть возможность заполнить анкету в социальных сетях «Заката’21» и участвовать в формировании будущего облика бывшего порта.

Призыв к счастью

А в кинотеатрах недавно состоялась премьера фильма «Главный герой». Сюжет повествует об онлайн-игре, где есть настоящие игроки и статисты для фона. Они существуют, чтобы придавать игре натуральность. Но однажды такой статист начинает чувствовать себя личностью и незаметно для себя становится героем и меняет жизнь вокруг. Сюжет, как и во многих популярных фильмах, призывает людей к действию. Так и кричит нам с экранов: «Just do it!» В целом получилась хорошая семейная комедия. Несмотря на рейтинг «16+», она может понравиться всем членам семьи вне зависимости от возраста.

Ничего и близко остросоциального в фильме нет. Но когда игровые статисты осознают, что если они объединятся и перестанут следовать заданной им роли, то их создатель и властитель окажется просто бессильным, я слышу удивленный комментарий мужчины, сидящего по соседству: «И как этот фильм у нас допустили? Призывы к протесту!»

Хотя на самом деле никакие это не призывы. Просто чтобы чувствовать себя счастливым, важно понимать: твоя жизнь в твоих руках.

***
фото: Светлана Ханжина, Артем Васильев, Надежда Соломатова ;Инсталляция «Не бей никого».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта