Выборы-1991
Окончание.
Начало в NN 80, 89.
Визит в Тюмень
Теперь Борис Николаевич еще увереннее отстаивал свою точку зрения. Когда Горбачев попросил у Верховного совета СССР дополнительных полномочий, потому что власти никто не подчинялся, Eльцин резко возразил:
— Такого объема законодательно оформленной власти не имели ни Сталин, ни Брежнев. Крайне опасно, что президентская власть у нас формируется под личные качества и гарантии конкретного человека. Фактически центр стремится конституционно оформить неограниченный авторитарный режим.
Но тогда угроза зародившейся в стране демократии исходила совсем с другой стороны.
17 июня 1991 года на сессии Верховного совета СССР выступил маршал Сергей Ахромеев, недавний начальник генштаба, которого Горбачев сделал своим советником.
— Наша страна насильственно, вопреки воле народов, выраженной на референдуме 17 марта сего года, расчленяется. Некоторые руководители республик, и в первую очередь Борис Николаевич Eльцин, на словах выступают за Союз, а на деле разрывают его на части. И высшие органы власти или не хотят, или не могут предотвратить гибель нашего Отечества. В такой опасной обстановке наша страна находилась только в 1941-1945 годах. Но тогда Сталин сказал народу правду о нависшей смертельной опасности, и общими усилиями народа под руководством КПСС угроза гибели Отечества была преодолена. Президент СССР в настоящей обстановке бездействует, а Верховный Совет позволяет ему бездействовать, не желая замечать всего, что происходит вокруг.
10 июля 1991 года в Кремлевском дворце съездов, специально построенном при Хрущеве для проведения съездов КПСС, впервые в истории России состоялась процедура вступления в должность Президента России. Президентскую присягу Eльцин произнес, положив руку на Конституцию РСФСР и Декларацию о государственном суверенитете России. При этом Руцкой сидел в зале, тогда как в США вице-президент стоит рядом с президентом. Но кто же всерьез принимал Руцкого в расчет? Это откровенное пренебрежение дорого обойдется Eльцину в октябре 1993 года. Президента России благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Eльцин выглядел внушительно — высокий, широкоплечий, седовласый. Поздравлявший его Горбачев казался суетливым, неуверенным и неловким. Церемония сопровождалась хоровым исполнением «Славься» из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Для закрепления своего политического успеха серьезными экономическими решениями Eльцин, по предложению Иваненко, совершил в первых числах августа 1991 года поездку в Тюменскую область. Eго сопровождали председатель облсовета народных депутатов Юрий Шафраник, прежний гендиректор производственного объединения «Лангепаснефтегаз» и будущий (с 1993-го) глава Минтопэнерго РФ, и Леонид Рокецкий — предоблисполкома, которого после перевода Шафраника в Москву назначат главой администрации Тюменской области, а затем изберут губернатором сложнопостроенного региона. Чертищева в состав этой делегации уже не приглашали: коммунистическую партию последовательно вытесняли с руководящих позиций после принятия постановлений Верховного Совета РСФСР и президентских указов о прекращении деятельности политических партий и их организаций в милиции, в учебных заведениях, в КГБ РСФСР, на предприятиях… Остановить эти тенденции прошлыми методами было уже невозможно, а работать по местам жительства коммунистов обкомы и райкомы не умели и не хотели.
Хронику визита президента России в Тюменскую область изложила газета «Тюменский комсомолец»:
«5 августа. Вечер. Надым. По дороге из аэропорта в гостиницу «Северная» Eльцин трижды останавливался для встреч с горожанами. Тема бесед традиционна: проблемы страны, республики, города.
6 августа. После осмотра Надыма Eльцин на вертолете вылетел на газовое месторождение Медвежье. В тот же день он был в Салехарде. Посетил рыбозавод. В окружном совете состоялась встреча с депутатами. Вечером прибыл в Ноябрьск.
7 августа. Eльцин посетил Западно-Ноябрьское месторождение, базу бурового оборудования и подсобное хозяйство. В 15.30 прилетели в Ханты-Мансийск. После посещения краеведческого музея Eльцин провел в окрсовете встречу, аналогичную салехардской. В 19 часов он прибыл в Нефтеюганск.
8 августа. Осмотрев город, Eльцин заявил: «Я знал, что здесь плохо, но не предполагал, что до такой степени». Потом посетил бригаду бурового мастера народного депутата РСФСР Ивана Коптенко. Надев плащ и сапоги, поднялся на буровую вышку. Eго концепция управления нефтегазовой отраслью такова: в ее основе — экономическая самостоятельность коллективов… 30 процентов добываемой нефти надо оставлять самим нефтяникам… вместо министерства — ассоциация предприятий с функциональной, а не управленческой направленностью.
В тот же день Eльцин прибыл в Тюмень и поздравил с днем рождения мэра города Геннадия Райкова. Тюменцы тепло встретили президента на площади у дома Советов.
В последовавшем совещании участвовал также председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Часовое выступление Eльцина, потом — пресс-конференция. Указание правительству: подготовить до 20 августа проект указа об особой Тюменской экономической зоне. Обещано: часть продукции нефтегазодобывающей отрасли (10 процентов до конца 1991 года и 30 процентов с 1 января 1992 года) останется в области для самостоятельной реализации как в Союзе, так и за рубежом.
Передать отрасль под юрисдикцию России.»
Это знаковое заявление Eльцина прозвучало в Тюмени вечером 8 августа.
Эта перспектива российской республиканской «приватизации» союзного нефтегазового комплекса в Западной Сибири испугала организаторов государственного переворота 19 августа 1991 года в Москве не меньше, чем подписание Союзного договора, назначенное на 20 августа.
ФОТО Z1V.RU
***
фото: Борис Ельцин приносит присягу президента Российской Федерации.