X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Рентгеновский свет познания

Новая выставка «Третья идея» в конторе пароходства посвящена академику Андрею Сахарову. На первый взгляд она напоминает лабораторию средневекового ученого, если бы тот умел пользоваться современными технологиями.

Стены белого зала увешаны листками с расчетами и рисунками, похожими на наброски изобретений Леонардо да Винчи. В маленьких колбочках на столе замерли мушки-дрозофилы. В больших стеклянных колбах заморожены сложные схемы, выглядящие объемными сквозь стекло. В этой части экспозиции можно расслышать музыку. Играет «мушиный квартет»: с помощью компьютерной программы движения четырех мух переводятся в звук. При этом основная частота звука задается скоростью движения мухи, а короткие низкочастотные трели образуются при смене направления. Как именно это происходит, можно рассмотреть на экране, подвешенном к стене. Он выглядит так, будто один из набросков средневекового ученого ожил и теперь показывает картинку в движении.

Как мушки связаны с Андреем Сахаровым, объясняет сам создатель выставки Eвгений Стрелков, радиофизик, художник, литератор и популяризатор науки. По его словам, в этой части экспозиции, носящей название «Коллегиум», собрано несколько графических циклов, в которых представлены некоторые разработки ученых с конца XVIII века до наших дней. Сам Сахаров был человеком разносторонне развитым, глубоко погруженным в науку и ее историю, поэтому художнику показалось уместным создать такой научный коллегиум в самом начале экспозиции.

К тому же вся выставка постепенно погружает нас в очарование науки, в то, как ученые пытаются разгадать тайны жизни и космоса… Знакомит нас экспозиция и с последствиями этих открытий.

А стоят ли того приобретенные знания?

«Третья идея» — это словосочетание заимствовано у самого Сахарова, из воспоминаний, которые он писал уже в ссылке. Несмотря на то, что ученый тогда был лишен всех званий и правительственных наград, он не считает возможным каким- либо образом раскрывать военную тайну. И поэтому он очень абстрактно пишет, что при создании водородной бомбы была первая, вторая и третья идея. Сегодня мы знаем, что это были за идеи.

Первая принадлежала Сахарову. Она заключалась в том, чтобы чередовать урановые заряды и термоядерное топливо. Эту идею на научном жаргоне прозвали слойкой.

Вторая идея принадлежала Виталию Гинзбургу, он стал нобелевским лауреатом по физике в 2003 году. Идея была в том, чтобы заменить тритий, который почти не встречается в природе и который трудно создать, на литий D, который в процессе реакций превратится в тритий. Эту идею назвали Лидочкой.

Но главная идея — третья. Она тоже принадлежала Сахарову. Академик подметил, что раньше ударной волны от взрыва бомбы приходит рентгеновский свет. И путем его многократного отражения можно достигать того уровня давления, чтобы произошел термоядерный синтез. Это стало главным элементом создания водородной бомбы.

Размышления художника на эту тему можно увидеть в части экспозиции под названием «Келья». Здесь можно расслышать, как тихо поет церковный хор. На стенах расположены будто бы рентгеновские снимки, выставленные на просвет. Только на снимках — церковные сюжеты. От Святой троицы, чьи кости, ребра и фаланги пальцев можно разглядеть. до сошествия в ад.

Художник Стрелков считает, что академик Сахаров считал необходимым дать стране термоядерный щит, создать ядерный паритет. Разработкой, правда, занимался ученый в удивительном месте — Саровском монастыре. Однажды от взрыва главный храм монастыря пошел трещинами. Eго разобрали, а иконостас пропал. Именно из-за этой истории художник представляет зрителям пропавший иконостас сквозь рентгеновский свет. Для Стрелкова, который и сам занимается наукой, это позитивный свет знания, который стирает грани между тайным и явным. Более того, художник считает, что Серафима Саровского и Андрея Сахарова многое объединяет. Например, то, что оба они боролись против системы. И то, что посвятили свою жизнь служению. Так, как они его понимали.

— Но это моя интерпретация, уверен, могут быть и другие, — замечает художник.

Сахаров, вероятно, видел необходимость в ядерном паритете. Но он также выступал против ядерных испытаний, когда понял, что даже в таком виде, в тестовом режиме, это приносит непоправимый вред здоровью людей. Чтобы спасти всех от этих угроз, Сахаров решился на противостояние целой государственной системе. Так он становится фигурой политической, при этом оставаясь все тем же собой. Об этой части жизни академика рассказывает еще одна экспозиция.

На стену повешена печатная машинка. К каждой ее клавише привязаны карточки. Экспонат так и называется — «Картотека». Каждая карточка — это случайная цитата из дневника академика. Их слишком много, чтобы прочитать все за раз. Я выхватываю несколько случайных.

«В первые недели после высылки в советской прессе вновь появились статьи с осуждением моей деятельности, по телевидению с комментариями выступил известный обозреватель Юрий Жуков»…

«Слушать радио по транзистору невозможно. Из обоих наших приемников сплошной рев. Это была «индивидуальная глушилка», очевидно, установленная где-то поблизости»…

«Однажды к нам приходили поговорить два мальчика-школьника. По выходе их схватили и вели «допрос» около трех часов. Мы все это время ждали у окна, когда они выйдут из опорного пункта. Один из мальчишек, наконец, вышел и махнул нам рукой.»

«Двенадцатый день голодовки. Мы чувствуем некоторую слабость, но общее состояние приличное. Люся сказала, и это правильно, что мы легче переносим голодовку, так как мы ВМEСТE».

А вот и последняя карточка, попавшая мне в руки:

«.Меня всегда мучают многие вопросы. конечного результата моих действий. Я склонен думать, что лишь моральные критерии в сочетании с непредвзятостью мысли могут явиться каким-то компасом в этих сложных и противоречивых проблемах».

Разбираться в сложных и противоречивых проблемах лучше всего самостоятельно, как и рекомендует художник. Интерпретация тех событий и самой выставки — свободное дело каждого, в зависимости от того, как подсказывает нам наш собственный компас.

Забраться в научную келью можно до 16 октября. К выставке придумана программа. По словам Eвгения Стрелкова, запланированы лекции, дискуссии и даже концерт. Важно вспомнить, что в 2021 году отмечается столетний юбилей Андрея Сахарова. Ученый занимался исследованиями в области космологии, астрофизики, термоядерного синтеза, продвигал идеи гуманизма.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Произведение «Келья»;Экспонат «Картотека».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта