Быть морем
Под фотографией симпатичной девушки — подпись: «С детства ненавижу свою внешность: цвет волос, отсутствие бровей, тяжелую, выдвинутую вперед нижнюю челюсть, большой нос картошкой…»
Девушка — участница группы в социальных сетях, созданной людьми, которые считают себя некрасивыми. Эта группа объединяет более 57 тысяч человек, и в интернете она не единственная. Истории поражают, многие чувствуют себя несчастными только из-за убежденности, что с их телами и лицами нельзя жить. Нельзя ходить на пляж или в бассейн, танцевать, любить и быть любимыми, работать там, где всегда мечтал или хотя бы просто улыбаться. Впрочем, стыд, желание провалиться сквозь землю на самом деле знакомо очень многим людям. Потому я решила обратиться за помощью к экспертам. И нет, не к профессиональным психологам. Все мы примерно понимаем, что они нам скажут: как важно любить себя, принимать себя и прочая, прочая. А что скажут те, для кого красота важная часть профессиональной деятельности? Например, художники и артисты.
По мнению Олега Федорова, члена Союза художников России, люди не делятся на красивых и некрасивых внешне.
— Красота — это состояние внутреннее, — объясняет художник. — Eсть же такое выражение — «она аж светится вся!». Это внутренняя красота души человека отражается в его внешнем облике. Что касается стандартов — они на протяжении истории человечества менялись. Eсли посмотреть на фигурки палеолитических Венер, или пышнотелых рубенсовских женщин, или кустодиевских красавиц — они не слишком похожи на подиумных анорексичных супермоделей конца ХХ века. А готические Мадонны, а Симонетта Веспуччи Боттичелли, а портрет Нефертити?
У Олега Федорова есть лекция о женских образах в мировой живописи в пяти частях. Называется она «В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы…» (цитата из произведения Окуджавы). Записаться на лекцию можно во «ВКонтакте» в группе «Изостудия-мастерская Олега Федорова».
— Нет никаких «золотых стандартов». Все очень индивидуально и относительно. Брижит Бардо в подростковом возрасте считала себя гадким утенком. И Софи Лорен в детстве дразнили дылдой. Ну и что? Эти женщины стали кумирами миллионов, — продолжает художник. — Ко всему прочему — это еще вопрос стиля. Eсли человек сам по себе является личностью, то вольно или невольно формируется определенный стиль, который подчеркивает его индивидуальность.
Таким образом, мы подходим к вопросам вкуса. А вкус формируется вовлеченностью в культуру в самом широком смысле, в те самые художественные и поэтические образы. Так что все взаимосвязано. Eсли хочешь быть красивым и интересным для других — нужно просто работать над собой. Наполнять себя чем-то хорошим, важным и уметь делиться этой наполненностью и красотой с другими… Мне так кажется.
Художница Татьяна Цехмистер во многом согласна с Олегом Федоровым. Она считает, что ощущение себя некрасивым надуманно и навязано нам модой. Ведь в природе животные вовсе не считают себя некрасивыми.
Но бывает и так, что человек родился одним, а жизнь отняла у него то, к чему он привык. Внешность или здоровье. Татьяна вспоминает подругу, которая потеряла зрение, но смогла найти себя в творчестве.
— Я уверена, что одно не заменяет другое. И если бы она могла вернуть зрение и отказаться от творчества, возможно, она бы так и сделала, — говорит Татьяна. — Но переиграть мы ничего не можем. Зато мы можем быть счастливы, несмотря ни на что.
Певица Вера Мусаелян ведет курсы, делясь собственным опытом. Она страдала булимией и не могла без слез смотреть на собственные фото. Сейчас она легко может показать не самое удачное фото, где у нее складочки на животе, и сказать: «Однажды я приняла решение отстать от себя. Прекратить себя мучить. Мое тело создала та же природа, что создала море. Я обожаю море. Я не придираюсь к тому, достаточно ли ровные у него волны и берега. Оно прекрасно».
Вера уверена, что если есть недостатки, которые мы можем прямо сейчас изменить — хорошо, если душа просит. Но если что-то изменить никак нельзя или вовсе не хочется, то все равно можно позволить себе быть счастливым. Несмотря на вес, выдвинутую челюсть, нос картошкой, все еще можно сделать выбор в пользу счастья и жить так, как хочется нам самим. В конце концов, все мы прекрасное, но нестандартное море.